|
|
N°121, 12 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Настоящие охотники за самолетами
Россия продает все больше комплексов ПВО
Неприятная новость для знатоков и ценителей авиации -- на аэрокосмическом салоне «Фарнборо-2006», который пройдет в Великобритании с 17 по 24 июля, не будет натурно представлен учебно-боевой самолет Як-130. Министерство обороны России, ОКБ им. Яковлева и ФГУП «Рособоронэкспорт» приняли совместное решение не срывать на две недели этот самолет с государственных испытаний.
Машина уже демонстрировалась в Москве, во Франции и Малайзии. Кроме того, по этому самолету уже подписаны контракты, которые позволяют спокойно, без агрессивной рекламы работать над проектом. «Живьем» будет показан лишь МиГ-29 ОВТ. «Сухие» будут представлены только в макетах и постерах.
У журналистов тут же возникло предположение, что россияне боятся очередных притязаний фирм типа известной всем компании Noga, не раз пытавшихся наложить арест на российское имущество за рубежом. Глава делегации ФГУП «Рособоронэкспорт» на «Фарнборо-2006», заместитель главы госпосредника в торговле оружием Иван Гончаренко это предположение вчера отверг. «У нас много юридических рычагов, чтобы не допустить ареста имущества», -- сказал он.
Международный салон в Лондоне давно признан не только в сфере военно-технического сотрудничества, но и бизнеса. Поскольку в экспозициях выставляется продукция не только военная, но и гражданская, и двойного назначения. Россия на этой выставке имеет рекордную за последнее время выставочную площадь -- 1400 кв. метров. Наша экспозиция будет единой, однако разместится в трех павильонах, поскольку слишком много российских предприятий решили поучаствовать в салоне -- 42. Это ведущие авиастроительные компании, производящие вооружение для летательных аппаратов, авионику, двигатели. И делегация России будет более чем представительная -- только по линии «Рособоронэкспорта» едет 320 человек. Плюс крупные делегации «Росокосмоса» и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС). Заместитель генерального директора ФС ВТС Михаил Петухов возглавит российскую делегацию в целом. Уже сегодня ряд стран изъявили желание посетить российский павильон и провести переговоры.
Кроме уже названных фирм, отдельный стенд на «Фарнборо-2006» зарезервировала корпорация «Оборонпром»-- «дочка» «Рособоронэкспорта». Как управляющая компания вертолетного холдинга, «Оборонпром» представит Улан-Удинский, Камовский, Ростовский, Московский и Казанский вертолетные заводы. В макетах вертолетчики покажут весь ряд своих машин -- как семейства «Ми», так и «Ка». Натурных образцов опять, увы, не будет.
Заметно меньшее внимание торговцев оружием к авиации можно объяснить двумя факторами. Во-первых, у России в этой сфере весьма прочные позиции на международном рынке. Во-вторых, все большее место в портфеле заказов «Рособоронэкспорта» занимают другие виды вооружений. В частности, ПВО, особенно в последние два года. Подписаны контракты по различным типам зенитных ракетных комплексов (ЗРК) -- «Бук», «Тор», С-300. Концерн ПВО «Алмаз-Антей», который объединил практически все значимые предприятия своей отрасли, загружен заказами до 2010 года. Правда, это не значит, утверждает Иван Гончаренко, что новые заказы будут приниматься только с 2011 года. С-300 в 2007--2008 годах действительно вряд ли будут поставлены кому-то из новых заказчиков, а «Торы» и «Буки» -- вполне. Не исключена и модернизация ранее поставленных комплексов. Эта подотрасль набирает силу. Сегодня есть заказы на более чем 40 модернизированных ЗРК «Печора-2М». Заказов по системам ПВО у «Рособоронэкспорта» набирается на сумму около 3,5 млрд долл. из общего «портфеля» в 17,6 миллиарда.
Некоторые перемены в структуре продаж российского оружия заметны. В 2005 году первой была морская составляющая, далее по мере убывания -- авиационная, сухопутная, ПВО, технологии, космические услуги. В этом году морская останется превалирующей, за ней пойдут ВВС, далее ПВО или сухопутное вооружение. Если еще чуть-чуть заглянуть вперед, за лидером ВВС пойдет морская техника и средства ПВО. Подсчет сделан исходя из уже подписанных контрактов.
Авиация останется в числе лидеров и за счет освоения новых регионов. Например, ведутся активные и вполне успешные переговоры на поставку российской авиационной техники в Венесуэлу, о чем не раз громко заявлял президент этой страны Уго Чавес. Речь идет и об истребителях Су-30МК2 (говорят предварительно о 24 машинах), и о военно-транспортных самолетах, и о вертолетах семейства «Ми» -- более 30 штук Ми-35, Ми-26, Ми-17. Есть запросы иностранных заказчиков и по поводу новейшего Ми-28НЭ (ночной, экспортный). Однако конкретных переговоров ни с одной страной пока не было.
У ночного, экспортного есть серьезный соперник -- Ка-50 и Ка-52. Интересно, что «Рособоронэкспорт» имеет программы продвижения обеих соперничающих машин: и «Камов», и «Миль» сегодня в одной компании «Вертолеты России». Все будет зависеть от заказчика. Но не от политической ситуации, подчеркивают торговцы оружием.
Вот, скажем, президент США Джордж Буш назвал «ось зла»: Северная Корея -- Иран -- Сирия. Казалось бы, самое время продавать в эти страны горы российского оружия и получать хорошие дивиденды. Заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Иван Гончаренко дипломатично обошел эту тему, сказав лишь, что страна, которая не хочет терять свою независимость, заранее думает о том, чтобы иметь боеспособные вооруженные силы.
Сегмент авиации, хотя это не афишируется, будет несколько расширен за счет поставок за рубеж Су-39. Это модифицированный Су-25. «Шестерка» Су-25ТК, предшественника Су-39, уже поставлена «в одну из стран». Очередь за самим Су-39, однако он подороже, для его производства сегодня требуются значительные финансовые вливания. Россия могла бы продавать и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) -- наработки по этой теме есть. Но в номенклатуре продукции, разрешенной правительством к поставке за рубеж, БПЛА пока нет. «Собственно, и запросов от иностранцев на БПЛА нет», -- признал г-н Гончаренко.
В последнее время выявилась весьма тревожная тенденция, которую наверняка заметят специалисты в Фарнборо, -- российская продукция стала более дорогой, то есть менее конкурентоспособной. Отчасти это объясняется падением доллара, что ударяет по себестоимости российской военной продукции, и производители оружия вынуждены поднимать цены-предложения. Практика такова, что коммерческое предложение действует в среднем полгода-год, в зависимости от характера продукции. За это время «Рособоронэкспорт» очень редко получает подтверждение цены от завода-изготовителя. Она, как правило, подрастает, так как «худеет» доллар. «Исходя из этого, мы были бы готовы подписывать контракты в рублях, но у иностранцев нет рублей», -- сказал Иван Гончаренко.
К сложностям торговли оружием следует добавить еще и значительно возросшие в последнее время требования заказчиков. Одни хотят поставить на базовую технику тепловизоры, «фирменные» станции связи, автоматическую коробку передач, кондиционер, обогреватель гашетки и так далее. Приходится интегрировать в российскую технику компоненты иностранного производства, а что-то производить у себя заново. И оборонно-промышленный комплекс вновь вынужден перестраиваться.
Николай ПОРОСКОВ