|
|
N°120, 11 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тень сурка
Каверзы и радости «Славянского базара»
Хотя ехидные люди и говорят, что фестиваль «Славянский базар в Витебске» -- это День сурка, повторяющийся пятнадцать лет подряд, изменения здесь все же происходят. Забавно: в этом году фестиваль совпал с полуфиналом и финалом чемпионата мира по футболу, соответственно, мужского населения на вечерних концертах как-то сразу и поубавилось. Зато на центральной городской площади (рядом с городской ратушей и Летним амфитеатром, где проходят все основные попсовые мероприятия) вырос огромный экран, на котором транслируют футбол. Правда, не каждый день. Местные юноши-милиционеры, патрулирующие площадь, жалуются, что «из-за этих великих артистов теперь матчи на работе не посмотришь». Засада, кто бы спорил.
России очень приятно было бы получить гран-при конкурса молодых исполнителей, проходящего в рамках «Базара». Конкурс этот, как мы уже успели заметить, исправно снабжает новыми звездами Украину, Белоруссию, «Евровидение» и российские музыкальные реалити-шоу (певица Марина Девятова после конкурса оказалась в «Народном артисте»). В этом году наши сделали сильный ход, выставив таких вот двух участников -- Оксану Богословскую и Алексея Гомана. Алексею на фестивальном концерте выпала удача представить песню «Две сестры -- Беларусь и Россия», следовательно, «без ничего» этот харизматичный светлоокий юноша наверняка не уйдет. Это как в позднесоветское время школьник, написавший сочинение про Ленина на «неуд» или «трояк», мог надеяться: за саму тему поставят хотя бы «хорошо». Гоман, звезда шоу «Народный артист», уже сейчас не может пожаловаться на отсутствие паблисити и известности, так что фактически в конкурсе участвует артист с реальным заделом популярности (достаточно увидеть толпы отроковиц, караулящих его и других «народных артистов» у входа в Летний амфитеатр), что резко выделяет Алексея на фоне всех остальных конкурсантов.
С Богословской тоже хитрая история: Оксана -- солистка Театра представлений Льва Лещенко. А Лев Валерьянович входит в жюри, и факт сей сразу заставил журналистов уличить конкурс в необъективности. Я не собираюсь делать никаких выводов, но факт тот, что член жюри от России в полуфинале конкурса поставил высший балл (десять) только Оксане, а всех остальных конкурсантов снабдил оценками куда как более скромными. Хотя, конечно, Богословская хорошо спела, к тому же для полуфинала выбрала беспроигрышный номер, «Нежность» Пахмутовой и Добронравова...
И все же, как ни крути, жюри в этом году демонстрировало какой-то разительный разброс в оценках. Так, одному участнику судьи от разных стран одновременно дают «четверку», «десятку» и все промежуточные баллы. В этом смысле одиозные арбитры Олимпийских игр (вы уж простите за напрашивающееся спортивное сравнение) -- сама объективность. Несмотря на заявление председателя жюри Анатолия Ярмоленко (лидер «Сябров»): «Этот конкурс никогда не был ангажированным. Хотя все в курсе, как это бывает: определенный исполнитель доводится до финала, получает первое место, раскручивается -- и потом вложенные в него затраты отбиваются. У нас этого точно не будет».
Что будет, увидим. Пока объективности ради стоит сказать, что и участники в полуфинале не впечатлили: образованные сильноголосые юноши и девушки, звучащие как-то очень одинаково и -- от этого никуда не денешься -- желающие показать голос. Почему именно они все сошлись на одной сцене -- бог весть. Выбор, наверное, был, так как директор фестиваля Родин Басс сказал: «Сейчас интерес к фестивалю во всем мире высок, и желающих поучаствовать в нем огромное количество. Только на конкурс молодых исполнителей пришло более тридцати певцов. Из них мы оставили двадцать четыре, потому что другие страны не выполнили определенные условия. А на конкурс выйдут только пятнадцать». Вот и вышли.
К счастью, фестивальный процесс жив не эстрадой единой. Надо видеть, как на спектаклях в Театре имени Якуба Коласа зал забивается до отказа. Это единственная площадка, куда с журналистской аккредитацией тебя пустят в лучшем случае постоять у стеночки, ибо абсолютно на всех местах сидят люди, купившие билеты. При этом аншлаг не зависит от того, что дают, будь то развлекательная антреприза, кого-то еще шокирующий Виктюк или глубокий Някрошюс... Российский скрипач Сергей Стадлер в свежеотремонтированной филармонии (поразившей очень хорошим звуком) представил сольную программу, причем если во второй части он играл приятного, понятного и нигде не лишнего Вольфганга Амадея Моцарта, то первую часть составили редкие произведения -- каприсы Алексея Львова, автора старого российского гимна «Боже, царя храни». Каприсы эти -- камерные, виртуозные и достаточно формальные -- были приняты на ура.
А вот концерт Филиппа Киркорова, этого bete noir российской прессы, прошел без аншлага. Хотя он почти все пел вживую -- принципиально. И не спрашивайте, где эти принципы были всего пару лет назад.
Александр БЕЛЯЕВ, Витебск