|
|
N°120, 11 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЛУКОЙЛ примеряет феску
Компания хочет строить НПЗ и развивать сеть АЗС в Турции
ЛУКОЙЛ продолжает активно искать варианты по расширению нефтеперерабатывающих мощностей за рубежом. Менеджеры компании неоднократно заявляли, что рассматривают возможность приобретения активов в Европе и Азии. Как сообщила вчера турецкая пресса, российская компания намерена строить в этой стране НПЗ мощностью 8--10 млн тонн в год и стоимостью 2--3 млрд долл. Кроме того, она, как и пять лет назад, планирует развивать сеть заправочных станций. Агентство по регулированию энергетического рынка Турции, передает Reuters, планирует дать ответ на заявку ЛУКОЙЛа по поводу сооружения завода до конца года.
Предприятие, а также перевалочный терминал ЛУКОЙЛ планирует возвести в черноморской провинции Зонгулак и перерабатывать на нем как российскую, так и казахскую нефть (ЛУКОЙЛ активно работает в Казахстане в секторе нефтедобычи). Кроме того, вице-президент российской компании Николай Черный, курирующий зарубежную нефтепереработку, во время недавнего визита в Анкару высказался за создание консорциума для осуществления проекта, в который могут войти как турецкие, так и казахские компании. ЛУКОЙЛ также обратился за лицензией на аренду сети АЗС. Если проект получит развитие, пишет турецкая газета Milliyet, то компания в итоге сможет контролировать до 20% местного топливного рынка. Причем, по данным Bloomberg, россияне намерены принять участие в строительстве нефтепровода стоимостью 1,5 млрд долл., который пройдет от турецкого побережья Черного моря до Средиземного моря.
В ЛУКОЙЛе пока осторожно комментируют появившееся сообщение. «Мы действительно направили властям документы, в которых изложили свои предложения, -- говорит пресс-секретарь компании Дмитрий Долгов. -- ЛУКОЙЛ считает турецкий рынок интересным и перспективным, в том числе его розничный сегмент». Конкретные цифры г-н Долгов назвать отказался, сославшись на то, что параметры проекта являются предметом обсуждения и говорить о них пока преждевременно. Он не стал называть и возможных партнеров компании.
Эксперты полагают, что тактика ЛУКОЙЛа по развитию нефтепереработки и созданию сбытовой сети в Турции вполне оправданна. По мнению аналитика FIM Securities Дмитрия Царегородцева, выходить на розничный рынок в Турции можно, только имея собственные перерабатывающие мощности, поскольку «страна грешит протекционизмом». Необходимость привлечь стороннего местного инвестора г-н Царегородцев также объясняет защитой внутреннего рынка. «До сих пор практически на любом аукционе в Турции в любом секторе -- будь то сотовая связь, хай-тек или та же энергетика -- иностранная компания, не имеющая турецкого партнера, не могла добиться победы», -- отмечает он. Правда, даже создание консорциума с местной компанией далеко не всегда может гарантировать 100-процентный результат. К примеру, в 2004 году «Татнефть» вместе с турецким концерном Zorlu победила в тендере на покупку 66% акций НПЗ Tupras у правительства страны. Однако против сделки активно выступили местные профсоюзы, и после ряда судебных разбирательств она была аннулирована. В результате актив достался Shell и ее турецкому партнеру, которые заплатили за него втрое больше.
Как отмечает г-н Царегородцев, Турция «активно развивается, и соответственно, быстро растет ее рынок». Тем не менее, по его мнению, осуществлению проекта могут помешать и определенные политико-экономические риски: «Турции надо стабилизировать свою экономику и приложить максимум усилий, чтобы через пару лет она не попала в новую волну экономической турбулентности».
Денис РЕБРОВ