|
|
N°120, 11 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Небесный кошмар
За одни сутки российская авиация пережила четыре ЧП
Один из самых трагичных моментов в своей современной истории пережила за последние двое суток российская авиация. Только утром в воскресенье в аэропорту Иркутска при заходе на посадку потерпел аварию и сгорел пассажирский лайнер А310 авиакомпании S7 (бывшая «Сибирь»). Но не успели спасатели и следователи еще даже собрать полные данные о жертвах этой катастрофы, как один за другим произошли еще три серьезных ЧП с российскими самолетами. Вечером того же дня аварийную посадку в аэропорту Симферополя (Крым) из-за неполадки двигатели произвел еще один аэробус А310 той же авиакомпании S7. Едва местные спасательные службы дали отбой после благополучной посадки аварийного борта, как вчера днем в том же Крыму на военном аэродроме при взлете потерпел катастрофу Ту-134 ВВС России, на борту которого находился командующий ВМФ РФ Владимир Масорин. Только благодаря дисциплине офицеров, грамотно проведших эвакуацию из горящего самолета, там также обошлось без жертв, легко пострадали лишь трое моряков. Одновременно еще одно сообщение о ЧП пришло из того же Иркутска, где все еще продолжалась поисково-спасательная операция на месте гибели А310. Аварийную посадку из-за отказа двигателя на этот раз там запросил экипаж пассажирского Ту-154 авиакомпании «Уральские авиалинии». Прокружив над городом несколько часов, выжигая топливо, борт благополучно приземлился.
Эти события сразу же вызвали разговоры о состоянии российской авиации. Однако официальные лица пока их никак не комментировали, ссылаясь на то, что причины всех этих ЧП, в том числе и катастрофы в Иркутске, еще не установлены.
Разбор завалов на месте катастрофы А310 в Иркутском аэропорту вчера продолжался весь день. В ходе работ в понедельник спасателями были обнаружены останки еще двух пассажиров. И вчера же в Иркутске началась процедура опознания погибших. Для опознания родственников в город уже вчера было доставлено около 250 человек. Впрочем, вчера официальные данные о количестве погибших и выживших в этой трагедии еще были неокончательными.
Согласно официальным данным, на борту разбившегося А310 находились 203 пассажира и членов экипажа. В морги было доставлено 124 тел погибших. В больницах оставалось 52 пострадавших, еще 23 пассажира А310, по данным спасателей, не пострадали. Кроме того, в разрушенном и сгоревшем лайнере эксперты обнаружили еще ряд фрагментов человеческих тел, исходя из чего следователи предположили, что они принадлежали четырем пассажирам. Однако точно на этот счет вчера никто ничего сказать не решался. Спасатели допускали, что не исключено, что кому-то из этих четырех удалось спастись и они в шоке могли уйти домой. Кроме того, появлялась информация, будто на борту погибшего лайнера могли находиться еще три человека, которые не были внесены в полетный лист. Для установления точного количества погибших и их опознания уже вчера у 60 человек, вызванных в Иркутск для опознания погибших, были взяты образцы крови для проведения генетического анализа. Всего же, как сообщили в Генеральной прокуратуре, в рамках расследования уголовного дела о катастрофе в иркутском аэропорту назначено уже свыше 120 судебно-медицинских экспертиз.
В рамках расследования вчера были допрошены 145 человек, среди них и случайные свидетели, и сами пассажиры рейса №778. Однако самые точные данные о произошедшем могут дать только бортовые регистраторы. Приборы записали все основные параметры посадки и смогут прояснить, что именно стало причиной катастрофы. Бортовые самописцы самолета А310 вчера были доставлены в Москву. Из аэропорта Шереметьево, куда накануне прибыл самолет из Иркутска, «черные ящики» были перевезены в Межгосударственный авиационный комитет (МАК), где российские эксперты совместно с сотрудниками Airbus и французского Бюро по расследованию авиапроисшествий (B.E.A) приступят к их расшифровке.
Пока же специалисты по-прежнему рассматривают три версии случившегося: отказ тормозной системы, отказ реверса двигателя и ошибка в действиях экипажа. Как уже сообщалось, лайнер произвел удачную посадку, но не смог вовремя остановиться, вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и, сбив бетонный забор, врезался в расположенные рядом гаражи. «Гидравлическая система торможения на А310 дублируется, и в случае отказа экипаж просто должен перейти на резервную, -- рассказал «Времени новостей» один из экспертов, работающих сейчас в Иркутске. -- Возможно, действительно не сработал реверс двигателя, но говорить что-то конкретное сейчас рано, одно точно можно сказать: полоса была в нормальном состоянии».
Министр транспорта Игорь Левитин, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию катастрофы А310, вчера не стал комментировать ход расследования, но отметил, что к трагедии среди прочего привело слишком близкое расположение к аэропорту гражданских построек. «На правительственной комиссии я поручил городской администрации разобраться по правомочности строений, с которыми вчера столкнулся самолет, -- сообщил министр. -- Если это самозахват, мы сделаем представление в Генпрокуратуру о том, чтобы эти строения передали аэропорту. Если это законные строения, то владельцам будет предложено перенести их за счет средств, которые будут выделены из федерального, областного или городского бюджета». Однако, мэр Иркутска почти сразу выступил с разъяснением, сообщив, что злополучные гаражи были размещены законно и принадлежали авиаотряду и ОАО «Авиаремонтный завод 403 гражданской авиации».
Вчера же г-н Левитин объявил, что родственникам жертв катастрофы самолета А310 в Иркутске предполагается выделить из федерального бюджета по 100 тыс. руб. за каждого погибшего. Кроме того, по его словам, авиакомпания «Сибирь», которой принадлежал разбившейся самолет, обязалась выплатить еще по 50 тыс. руб. за каждого погибшего, а страховые компании -- по 12 тыс. руб. Помимо этого власти регионов, откуда родом погибшие, возьмут на себя обязательства по организации их похорон и расходы на отправку пострадавших и тел погибших.
Когда все эти новости только начинали поступать из Иркутска, утром в понедельник стало известно, что еще один лайнер А310, принадлежащий авиакомпании S7, совершил аварийную посадку в Симферополе в воскресенье вечером. По сообщению МЧС, в 21.38 командир самолета, выполнявшего рейс по маршруту Анталья--Москва (Домодедово), передал, что намерен осуществить аварийную посадку в Симферополе из-за отказа первого двигателя. Все пожарные части были приведены в боевую готовность. Спустя 15 минут А310 благополучно приземлился. Угрозы жизни пассажиров, по сообщению пресс-службы авиакомпании, не было. «При выполнении чартерного рейса 1822, следовавшего по маршруту Анталья--Москва после проведенного технического обслуживания в аэропорту Антальи, экипаж заметил падение уровня масла в одном из двигателей. В целях обеспечении безопасности полета командир экипажа принял решение о посадке в аэропорту Симферополя, -- сказал представитель компании. -- На борту А310 (бортовой номер VP-BSZ) находилось 243 пассажира и восемь членов экипажа. «Авиакомпания «Сибирь» направила в аэропорт Симферополя бригаду экспертов для выполнения технического осмотра самолета». По словам же пассажиров этого рейса, неприятности с двигателем у самолета начались еще в Анталье. Там буквально перед вылетом механики в двигателе что-то срочно меняли. Вчера же утром пассажиры этого рейса были отправлены в Домодедово другим самолетом.
А всего через несколько часов опять-таки в Крыму при взлете из военного аэропорта Гвардейское (18 км северо-западнее Симферополя) загорелся левый двигатель Ту-134 ВВС России. Этим бортом после учений Черноморского флота России в Москву возвращались главком ВМФ России адмирал Владимир Масорин и делегация главного штаба ВМФ. Экипаж принял решение произвести аварийную посадку на этом же аэродроме. Из-за того что топливные баки лайнера были почти полными, самолет не успел остановиться, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и разрушился. Тем не менее экипаж и офицеры, находившиеся на борту, организованно покинули самолет. Локализовать пожар подоспевшим бригадам не удалось, и машина практически полностью сгорела, а вместе с ней и весь багаж и документы военных. В результате аварии пострадали всего три человека, получивших ожоги. Как сообщил вчера помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало, наиболее вероятная причина ЧП -- попадание стаи птиц в двигатель самолета, поскольку аэродром окружен полями, засеянными зерновыми.
Еще одна совершенная вчера аварийная посадка пришлась опять на аэропорт Иркутска. В 18.35 по местному времени там благополучно приземлился самолет Ту-154, выполнявший рейс Владивосток--Екатеринбург. В полете у него отказал хвостовой двигатель, и в течение нескольких часов лайнер кружил над аэродромом, вырабатывая запас топлива. Посадка на этот раз произошла без эксцессов, и никто из находившихся на борту лайнера 130 пассажиров и девяти членов экипажа не пострадал. В связи с этим инцидентом представитель авиакомпании «Уральские авиалинии» позже разъяснил: «Во время полета у Ту-154 отказал прибор, показывающий расход топлива на двигателе номер два. Наш командир принял решение о незапланированной посадке в аэропорту Иркутска, хотя согласно руководству летной эксплуатации полет мог быть продолжен. Но решение о вынужденной посадке было принято в связи с воскресной авиакатастрофой».
Эдуард ЛОМОВЦЕВ