|
|
N°194, 22 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Биологические препараты не поддаются подсчету...»
Откуда в Америке могла взяться сибирская язва
Кен Алибек -- президент американской компании Advanced Bio-Systems Inc., разрабатывающей системы защиты от биологического оружия. До 1992 года доктор Алибек (полное имя -- Канатьян Алибеков) занимал должность первого заместителя начальника Главного управления «Биопрепарат» при Совете Министров СССР, занимавшегося разработкой и испытаниями советского биологического оружия. На прошлой неделе он выступал на слушаниях в конгрессе, посвященных опасности биотерроризма. Американских законодателей особенно интересовало, могли ли штаммы сибирской язвы, обнаруженные ныне в США, иметь советское происхождение. С Кеном АЛИБЕКОМ беседует обозреватель газеты «Время новостей» Аркадий ДУБНОВ.
-- Могут ли, по вашему мнению, штаммы сибирской язвы быть родом из СССР?
-- Не берусь судить, у меня нет данных на этот счет, но я сомневаюсь в этом. Сейчас выделен всего один штамм язвы, от которых люди получили заражение. Однако полностью нельзя исключать ни одной из версий, будь то советское, иракское или, скажем, английское происхождение штаммов. Что касается советской версии... России в наследство от СССР достались десятки учреждений, имеющих такие штаммы, -- противочумные институты, санэпидемстанции, исследовательские центры Минобороны. Следует при этом учесть, что ситуация здесь вообще малоконтролируемая, биологические препараты -- это не радиоактивные вещества, они не поддаются подсчету. Лаборант может засеять препаратами десять положенных пробирок, а может и одну лишнюю... Для полного исключения «советской» версии нужна совместная работа российских и американских специалистов.
-- Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что в нашей стране источниками заражения сибирской язвой могут быть могильники больных животных, то есть источники естественного происхождения. Что можно сказать о штаммах язвы, рассылаемых в США по почте, они искусственного или естественного происхождения?
-- В могильниках животных производились неоднократные захоронения в течение многих лет. Поэтому они могут быть источниками разных штаммов, кроме того, они обладают свойством мутирования, самопроизвольного выделения новых штаммов. Однако штаммы, распространяемые в США по почте, имеют однозначно искусственное происхождение, причем скорее всего из одного источника.
-- Министр здравоохранения России заявил, что наша страна имеет все необходимое для предупреждения и лечения заболеваний сибирской язвой, и предложил США российскую помощь. Готова ли Америка принять ее?
-- Россия не имеет ничего такого особенного, чего не имели бы США. Единственное, о чем можно говорить, -- это сибиреязвенный иммуноглобулин, производимый в России, но неиспользуемый в Штатах. Это объясняется различными медицинскими концепциями, принятыми в России и США. В России также используется вакцина, разработанная в Минобороны, и состоящая из двух компонентов, протективного (защитного) антигена и так называемого СТИ-1(санитарно-техническая инструкция). Эта комбинированная вакцина достаточно эффективна. Однако дело в том, что для применения в США любые медицинские препараты должны подвергаться специальной процедуре проверки качества производства. Это значит, что они должны соответствовать так называемым правилам GMP, что переводится как «добротная промышленная практика». Но ни одно из российских предприятий этого профиля не отвечает этим требованиям. Именно поэтому, кстати, ни одно российское лекарство никогда не попадет на американский рынок.
-- Кроме великих держав какие еще страны работали над биологическим оружием?
-- Всего таких стран около полутора десятков. Среди них Ирак, Ливия, Иран, Китай... В основном это страны Азии и Среднего Востока.
-- Вы имели непосредственное отношение к испытаниям бактериологического оружия, проводившимся СССР на полигоне, расположенном в районе Аральского моря...
-- Это самый большой советский полигон, где разрабатывалось бактериологическое оружие. Он был создан в 1930 году в самом центре Аральского моря, на пустынном острове Возрождения. Сейчас остров разделен на две части, южная принадлежит Узбекистану, северная -- Казахстану. Южная, узбекская, часть из-за непрекращающегося высыхания моря, фактически уже соединилась по мелководью с материком, и остров становится полуостровом. Испытания закончились там в 1991--1992 годах, когда после распада СССР Казахстан и Узбекистан потребовали от Москвы закрыть полигон. Работы над бактериологическим оружием курировало 15-е управление Министерства обороны СССР. Его возглавляли генерал-полковник Смирнов, потом генерал-лейтенант Лебединский, затем генерал-лейтенант Евстигнеев. На острове Возрождения испытывались способы заражения чумой, сибирской язвой, бруцеллезом, туляремией, сапом. Долгое время испытывались и вирусные варианты бактериологического оружия, например оспа. Однако в начале 80-х случаи заболевания оспой в мире больше не отмечались, и такие испытания было решено прекратить, чтобы не обнаружить «советское» происхождение вируса.
-- Могут ли распространяться с острова эти заболевания?
-- Могут распространяться естественным путем, в основном грызунами, единственными обитателями пустынного острова. Они переносят чуму, туляремию... Основную опасность представляет почва на острове -- она сильно заражена в результате испытаний, главным образом, сибирской язвы. Копните и получите споры сибирской язвы. Они до сих пор активны. И могут быть использованы, если существует группа, у которой есть доступ к этому месту. Нет большой проблемы получить активные штаммы сибирской язвы с этого острова. При соблюдении элементарных мер предосторожности -- перчатки, маски -- можно взять образцы. Дальше выделить отдельные колонии -- и у вас достаточно материала, чтобы двигаться дальше...
-- Какие меры предпринимались, по вашим данным, для ликвидации последствий испытаний биологического оружия на Аральском море?
-- Я знаю, что Казахстан и Узбекистан обращались в свое время к российскому руководству с просьбой предоставить такую информацию, но ответа от Министерства обороны России не получили. Свою помощь предложили США, для этого выделяются суммы от 100 до 200 млн долларов, точные цифры сейчас неизвестны, работы только начинаются, и сейчас изучаются возможные методы обеззараживания острова Возрождения. Рассматриваются три способа: бурение скважин в почве для закачивания в них дезинфицирующих растворов, поливание всей территории острова такими растворами и, наконец, совсем экзотический способ: бурение скважин и затем их прокаливание высокой температурой. Последнее, с моей точки зрения, сумасбродная идея.
-- Есть ли опыт обеззараживания в других странах?
-- Самый большой опыт у Великобритании, проводившей обеззараживание биологического полигона на одном из островов на севере страны. Там применялась дезинфекция обеззараживающим раствором. Но этот процесс длится десятилетиями.
-- А как в СССР начиналась программа разработки биологического оружия?
-- Советская программа -- одна из самых старых в мире. Первое упоминание относится к 1928 году, в середине 20-х первые разработки начались на Соловецких островах. По некоторым данным, первые испытания биологического оружия проводились в лагерях над заключенными. Характерно в этой связи, что если в начале 20-х годов советские газеты открыто писали о соловецких лагерях, где перевоспитываются «буржуазные элементы», то с середины 20-х годов Соловки вообще перестали упоминаться в прессе. Тогда работы, видимо, велись тем самым ведомством, которое отвечало за лагеря, -- ГПУ, затем НКВД. После Отечественной войны программу передали Минобороны. Между прочим, Лаврентий Берия, руководивший программой создания советского ядерного оружия, отвечал и за биологическое оружие. Его заместителем после войны был академик Бургасов, главный санитарный врач СССР.
-- Как предполагалось применять биологическое оружие в боевых условиях?
-- Согласно советской военной доктрине оно должно было применяться только Военно-воздушными силами. В ВВС существовало несколько эскадрилий бомбардировщиков среднего радиуса действия, на вооружении которых были специальные распылительные устройства, 500-килограммовые кассетные бомбы с биологическими боеприпасами, а также ракеты с разделяющимися боеголовками.
-- Вам что-нибудь известно о действиях уже нового, российского, руководства по прекращению работы над биологическим оружием?
-- В 1992 году Борис Ельцин издал указ о закрытии программы таких работ. Указ был открытым, однако могу с уверенностью предположить, что к нему прилагались секретные приложения. Не могу исключать, что эти приложения позволяли обходить ельцинский указ. В России до сих пор существуют три центра, занимавшиеся в советское время секретной программой биологического оружия. Это Вирусный центр в Сергиевом Посаде, Институт микробиологии в Кирове и Институт военно-технических проблем в Екатеринбурге. Все они в ведении Министерства обороны России и чем сейчас занимаются, мне неизвестно.
-- В результате прекращения военной биологической программы в Советском Союзе без работы, видимо, остались многие советские специалисты в этой области. Могли ли они найти применение своим знаниям в других странах, в которых работы по созданию биологического оружия были скрыты от международного контроля?
-- Специалистов, которые владеют подобным технологиями, в Советском Союзе насчитывалось несколько тысяч, в Минобороны, в «Биопрепарате», в Минсельхозе, в Академии наук, в структурах, работавших над созданием защиты от биологического оружия... Они владеют очень серьезной информацией о том, как выделять, сушить, измельчать препараты, какие добавки необходимы для засеивания штаммов. Безусловно, часть этих людей могла оказаться в числе армдилеров, то есть посредников или организаторов в системе передачи специальной технологии. Одна записка, составленная таким специалистом, может стоить не одну тысячу долларов...
-- Недавно появилось сообщение, что в Кабуле в распоряжении талибов оказалась лаборатория Красного Креста, где находились вакцины, которые якобы могли стать основой для изготовления бактериологического оружия. Обоснованы ли такие опасения?
-- В таких лабораториях могли быть не только вакцинные, но и патогенные (вызывающие заболевание) штаммы. Если так, то там могло оказаться оборудование, пусть даже примитивное, но достаточное для изготовления определенных доз такого оружия.
Беседовал Аркадий ДУБНОВ