Время новостей
     N°120, 11 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.07.2006
Как собиралась сталь
PricewaterhouseCoopers прогнозирует «настоящую глобализацию» мирового металлургического рынка
Основной движущей силой консолидации мировой металлургической отрасли в прошлом году стало, согласно обзору PricewaterhouseCoopers, стремление ведущих производителей получить контроль за ростом цен на сырьевые ресурсы, купив компанию-поставщика. В отчете неоднократно подчеркивается и основная глобальная тенденция -- укрупнение отрасли в целом. Основным событием в металлургии прошлого года эксперты PWC называют покупку Mittal Steel украинской «Криворожстали» за 4,6 млрд долл., а нынешнего года -- предстоящее слияние Arcelor и Mittal Steel (хотя обзор составлялся до того, как компании о нем договорились). Готовившие отчет эксперты PWC, конечно, знали о переговорах по слиянию Arcelor с «Северсталью», но не упомянули об этом. В российской пресс-службе PWC заверили, что это связано исключительно со сроками подготовки и сдачи отчета. Вместе с тем, предполагая возможное слияние Arcelor и Mittal Steel, PWC уже называет его «значительным шагом на пути к глобальной консолидации, которая является широко признанной тенденцией, необходимой для стабилизации отрасли». Компанию, которая появится в результате объединения двух мировых металлургических гигантов, PWC называет «первой действительно глобальной».

Прошлый год, которому собственно и посвящен отчет, оказался, как отмечается, беднее позапрошлого на «глобальные сделки». В черной металлургии не было ничего подобного поглощению ни британской Ispat International, ни американской International Steel Group со стороны Mittal Steel, создавшей крупнейшую в отрасли металлургическую компанию с производством более 70 млн тонн стали в год. В цветной -- сделок по покупке «меньших конкурентов», таких, как, например, поглощение французской Pechiney канадской Alcan и австралийского производителя никеля WMC со стороны BHP Billiton. Вместе с тем аналитики PWC отмечают, что общая сумма сделок в металлургии по итогам прошлого года была лишь на 5,4% ниже, чем в 2004-м и составила 35 млрд долл., хотя количество сделок выросло наполовину, до 250. Сумма десяти крупнейших сделок 2005-го в металлургии сократилась на треть -- с 28,5 до 19,4 млрд долл. Лидером отрасли по слияниям и поглощениям в 2005 году стала, как и в 2004-м, сталелитейная промышленность. Там было совершено 165 сделок на общую сумму 27,4 млрд долларов.

В десятке крупнейших металлургических сделок прошлого года оказалась покупка «Северсталью» (на четвертом месте) итальянской Lucchini за 2,3 млрд долл., а также поглощение «Уральской сталью» и Sitbon Investments (т.е. Алишером Усмановым и Василием Анисимовым) Михайловского ГОКа за 1,7 млрд долл. (шестое место).

По количеству сделок в металлургии за прошедший год лидировали страны Центральной и Восточной Европы: там было осуществлено 39 сделок на общую сумму почти 12 млрд долл. -- 34% от суммы всех металлургических сделок в мире. Год назад в этом регионе было зарегистрировано лишь 15 сделок на вдвое меньшую сумму. Наиболее активными участниками рынка названы Россия, Украина и Польша. Затем следует Западная Европа, где в металлургической отрасти в прошлом году было совершено 58 сделок на общую сумму 8,7 млрд долл. (25% от «всемирной» суммы). Северная Америка занимает третье место с 68 сделками на общую сумму 8,3 млрд долл. (24% мирового оборота). В Азии было зарегистрировано 72 сделки на 4,4 млрд долл. (13%), в Центральной и Южной Америке -- 13 сделок на 1,366 млрд долл. (4%).

В отчете особо отмечается потенциал Китая -- металлургии Поднебесной в обзоре посвящено шесть из 21 страниц. PWC отмечает, что сейчас Китай производит больше нерафинированной стали, чем следующие за ним четыре крупнейшие страны по выплавке стали вместе взятые. КНР, по данным Мирового института железа и стали, в прошлом году заняла первое место в мировом рейтинге производителей стали, выпустив 349,4 млн тонн стали, второе место у Японии (112,5 млн тонн), третье -- у США (93,9 млн тонн), четвертое -- у России (65 млн тонн). В обзоре анализируются возможные последствия объявленного правительством Китая намерения рационализировать сектор черной металлургии и добиться того, чтобы к концу десятилетия десять ведущих национальных производителей контролировали более половины отечественного производства. Китайская металлургическая отрасль по сравнению с таковыми в других странах весьма разрозненна -- там нет крупных консолидированных компаний. Эксперты PWC напоминают, что новая политика правительства Китая в сталелитейной отрасли, принятая в июле прошлого года, уже привела к заключению восьми внутренних сделок по слиянию общей стоимостью 1,1 млрд долл. В отчете говорится о том, что потребление стали в Китае с 1998 года увеличилось в четыре раза, до 312 млн тонн в год. Основной причиной этого эксперты PWC видят увеличение потребления в строительной отрасли. На ближайшие несколько лет рост прогнозируется на уровне 4--5% в год, что выше среднемирового (по данным института железа и стали, 1--2% в год). Аналитики PWC подчеркивают, что Китай вызывает огромный интерес у зарубежных производителей стали, желающих получить максимальную выгоду от использования потенциала экономического роста страны.

Обзор о металлургии PWC готовит лишь второй год. К его разработке компанию подтолкнуло начало консолидации отрасли: ведь именно в 2004 году при создании империи Mittal Steel стало очевидно, что процесс сбора металлургических активов только начинается и что отрасль вошла в период «настоящей глобализации». По мнению большинства аналитиков из разных институтов, в ближайшие десять лет консолидация металлургии может достичь такого уровня, когда более половины отрасли будут контролировать около десятка компаний-гигантов. Они не только объединят активы по всему миру, но и создадут производства полного цикла.

Анна ЛАНДЕР