Время новостей
     N°119, 10 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.07.2006
Homo user вместо человека разумного
Компании пытаются использовать информационные технологии в качестве няньки для потребителя
Компания Solestorm, производящая товары для пляжного отдыха, выпустила на рынок бикини с вшитым в него чипом. Изделие, получившее название Smartswim, измеряет интенсивность ультрафиолетового излучения и информирует свою владелицу о достижении предельно допустимой дозы загара. Это только один, но вполне типичный пример того, как компании в надежде на увеличение сбыта пытаются использовать IT там, где без них прекрасно можно обойтись.

Чип в купальнике -- идея не новая. Шестью годами раньше, в 2000-м, The Guardian писала о некоем Джузеппе Чирилло, психологе по специальности, который создал "пояс верности XXI века", вшив в трусы микропроцессор (благодаря перепечатавшей сообщение Lenta.ru над этой новостью потешались не только в Англии, но и в Рунете). Микропроцессор Чирилло присоединялся к резинке трусов, фиксируя, сколько раз трусы снимали и в течение какого времени человек оставался без трусов. Изобретатель никого не разыгрывал. Он всерьез полагал, что «супруги, которые захотят продемонстировать верность своим половинам, будут носить такие устройства». Некий прогресс по сравнению со средневековыми поясами верности несомненен: электроника в отличие от скобяного изделия применима одинаково успешно вне зависимости от пола контролируемого лица.

Стремление использовать информационные технологии только потому, что их можно использовать, не оставляет конструкторов по сей день. В этом году на крупнейшей в Европе IT-выставке CeBIT можно было видеть стиральную машину, которая работает опять-таки с вшитыми в одежду чипами. Умный агрегат, считывая с этих чипов сведения о допустимых режимах стирки, не позволит стирать вместе изделия, несовместимые по этим режимам.

Чтобы закончить разговор об IT-одежде, упомянем куртки, на поверхности которых находятся кнопки для управления MP3-плеером и телефоном. Такие «инновационные» изделия предлагаются рынку регулярно и разными производителями на протяжении как минимум пяти последних лет, однако успехом не пользуются.

Производители телефонов тоже отличились. Стремление снабдить свои творения как можно большим количеством функций вне зависимости от того, насколько они нужны нам с вами, доводит до поистине странных решений. Вот свежий пример: новейшая модель сотового телефона Samsung «понимает», в какой город судьба занесла хозяина, и демонстрирует на дисплее виды этого города (ночные или дневные, в зависимости от времени суток). Налицо явная недооценка умственных способностей своих потребителей, поскольку в большинстве случаев человек без помощи гаджета может сообразить, в каком он городе и какое на дворе время суток.

А телевизоры? На экране новейших моделей никогда нельзя увидеть лицо землистого цвета даже у поднявшегося из забоя шахтера. Все краски неестественно ярки, а человеческая кожа выглядит так, будто ее изображение долго корректировали. Это потому, что встроенный в телеприемник процессор ретуширует картинку, чтобы мы, не дай бог, не увидели все так, как оно на самом деле выглядит.

А вот действительно полезные технологии -- например, управление компьютером непосредственно с помощью мозговых сигналов -- находятся в состоянии, далеком от промышленного применения. На том же CeBIT эту технологию «демонстрировал» манекен -- надеть опытный образец интерфейса «мозг--компьютер» на голову посетителя разработчики не рискнули по причине ее недостаточной надежности.

Анна МАЙОРОВА