|
|
N°194, 22 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Вряд ли США полезут в Афганистан, но если пойдут, то дай им Бог здоровья»
О специфике войны в Афганистане и возможных действиях американской армии в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» Павлом АПТЕКАРЕМ размышляет ветеран подразделения «Вымпел», участник войны в Афганистане подполковник Эркебек АБДУЛАЕВ.
-- Насколько могут быть эффективны операции подразделений спецназначения союзников по захвату Бен Ладена и его ближайших помощников?
-- В принципе успех возможен даже в самой безнадежной на первый взгляд ситуации, но для этого необходима длительная подготовка и тщательная агентурная работа. На мой взгляд, наиболее эффективным будет такой порядок боевых действий: после окончания авиационной подготовки высаживаются десантно-штурмовые группы, которые уничтожают живую силу и укрытия талибов, одновременно в наиболее удаленных от населенных пунктов горных районах закладываются опорные базы для действий элитных частей спецназа. На месте союзников я бы создавал группы смешанного состава из английских SAS, где есть прекрасно подготовленные для действий в горах гуркхи, американцев и, если получится, австралийцев, имеющих опыт действий в пустыне. На опорных базах создаются запасы горючего, боеприпасов и продовольствия, взлетно-посадочные площадки, способные принять пару вертолетов и самолетов вертикального взлета типа «Харриер». После завершения десантно-штурмовой операции оставшиеся талибские вожди выходят из уцелевших укрытий, начинают связываться друг с другом, их переговоры перехватываются и обрабатываются. По модуляции голоса можно установить местонахождение Бен Ладена и его сообщников и оперативно задействовать спецназ. Воздушное прикрытие обеспечат вертолеты и «Харриеры», которые после выполнения задания с дозаправкой вернутся на свои базы или авианосцы. Впрочем, и здесь могут возникнуть большие сложности. Ликвидировать руководителей мощных террористических организаций следует все-таки при помощи агентуры, а контрразведка талибов наверняка уже подготовила соответствующих двойных агентов и несколько двойников Бен Ладена.
-- Приходилось ли вам и вашим коллегам проводить операции по ликвидации крупных деятелей афганской оппозиции?
--Да, но КГБ и афганская служба безопасности старались уничтожить лидеров моджахедов прежде всего с помощью агентуры. Один из лидеров исламской оппозиции Забиулло был взорван в 1984 г. в своей машине собственным водителем, агентом ХАД (афганская служба безопасности. -- Ред.). В те же годы мне приходилось консультировать афганских оперработников ХАД при подготовке покушения на Ахмад Шаха Масуда. Мы с начальником одного из отделов афганской службы безопасности решили, что наилучшим способом ликвидации «северного соседа», как его называли хадовцы, будет мина направленного действия, вмонтированная в подошву обуви смертника, готового пожертвовать собой. Вскоре после моего отлета в Союз зарубежные «голоса» сообщили о смерти Масуда, я помянул его душу, но затем выяснилось, что он остался жив, чему я был очень рад. Все-таки я его сильно уважал.
-- Как, по вашему мнению, будут вести наземную операцию американцы?
-- Для прочного овладения Афганистаном даже при нынешнем развитии военной техники необходимо не менее 300 тысяч человек. А снабжать такую массу войск боеприпасами, горючим и продовольствием будет очень трудно, поскольку создать базу в Узбекистане сложно, перевозка военных грузов через Пакистан может вызвать взрыв народного негодования, способный смести лояльный Западу режим. А перевозить самолетами -- очень дорого. Кроме того, ввод больших сил приведет к неизбежной гибели большого числа мирных жителей в ходе боевых действий, сопротивлению населения и усилению партизанской войны. Поэтому было бы логично переложить основную часть боевых действий на Северный альянс и оказывать ему воздушную поддержку. Но если союзники туда залезут, то, как говорится, дай Бог им здоровья.
-- Может ли авиация самостоятельно решить исход войны?
-- Разумеется, нет. Авиация только инструмент в руках военачальников. В неумелых руках она может как раз наломать дров, уничтожить большое количество мирных жителей и спровоцировать не ослабление, а, наоборот, усиление сопротивления. Ведь наши ковровые бомбардировки не достигли цели. Для того чтобы эффективно действовать, авиация должна быть очень близко к театру боевых действий, чтобы оперативно реагировать на целеуказания. Нужны и авианаводчики из числа агентуры. Иначе бомбы будут разрушать камни или мирные кишлаки, как это нередко делали наши ВВС.
-- Как должна в этой ситуации действовать Россия и ее специальные службы?
-- Ввязываться в это дело нашим спецподразделениям, за исключением, пожалуй, пограничных, не стоит. А вот задействовать живущих в России афганцев, интеллектуальную элиту, которая покинула родину в период гражданской войны, имеет смысл. Они готовы и воевать, и помогать в восстановлении своей родины. Если удастся задействовать их в переходном правительстве, то усиление влияния США и их союзников в Центральной Азии не будет столь опасным для интересов нашей страны.
Беседовал Павел АПТЕКАРЬ