|
|
N°119, 10 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Братья Качиньские замахнулись на солнце
Чехарда в польских эшелонах власти
Сегодня президент Польши 57-летний Лех Качиньский примет отставку 46-летнего премьер-министра Казимежа Марчинкевича и назначит на его место своего cтаршего (на 45 секунд) брата Ярослава Качиньского.
К тому, что пан Ярослав перестанет управлять с заднего сиденья, а сам усядется за руль, шло давно. В сентябре 2005 года возглавляемая им правая консервативная партия «Право и справедливость» (ПиС) победила на парламентских выборах главного конкурента -- либеральную «Гражданскую платформу» (ГП). Но в премьеры лидер ПиС не пошел, а выдвинул на эту должность тогда мало кому известного депутата сейма и председателя финансовой комиссии парламента Казимежа Марчинкевича. «Ход Марчинкевичем» был вызван семейными соображениями: в то время брат Лех боролся за президентское кресло, и семейственность могла навредить.
Тогда расчет сработал. Но близнецы вряд ли предвидели, что очень скоро их выдвиженец (Марчинкевич вступил в должность премьера 31 октября 2005 года) станет популярным политиком и намного опередит в рейтингах президента, не говоря уже о лидере ПиС. По всему выходило, что вполне хорошие отношения польский премьер наладит и с Россией. И что уж совсем не укладывалось в авторитарные рамки партии власти, так это самостоятельность Марчинкевича. Премьер (он успел получить престижную награду в качестве «популярной телевизионной фигуры года») стал, по сути, лицом ПиС.
Смещение Марчинкевича прошло в стиле стремительного политического триллера. Еще утром в пятницу премьер в хорошем настроении прогуливался по балтийскому побережью в Сопоте и фотографировался с туристами, а уже вечером, вернувшись в Варшаву, отменил свой официальный визит в Хорватию перед самым вылетом самолета. И хотя отмена зарубежных визитов, похоже, стала для высших лиц в Польше привычным делом, все в стране почувствовали запах жареного. И не ошиблись.
Прелюдией к захватывающему спектаклю стал сюжет первого канала польского ТВ в главной информационной программе. В таинственном полумраке встречаются премьер Марчинкевич и (вот это да!) лидер ГП Дональд Туск, главный соперник Леха Качиньского на президентских выборах 9 октября 2005 года. На следующий день пан Туск публично поделился впечатлениями от неожиданной встречи: «Из уст премьера я услышал, что его положение в правящем лагере осложняется». Этого было достаточно, чтобы навесить на Марчинкевича ярлык предателя.
Первое же официальное сообщение из штаба партии «Право и справедливость» все расставило по своим местам. Политкомитет ПиС принял к сведению информацию премьера о намерении подать в отставку и единогласно рекомендовал председателя партии Ярослава Качиньского на должность председателя Совмина. Сам Качиньский заявил, что отставка премьера была общим решением, и сказал: «Мы идем на риск, когда президент и премьер -- братья».
Однако близкие к руководству ПиС политики утверждают, что именно лидер партии предложил Марчинкевичу уйти в отставку. На пресс-конференции ПиС, где партийные деятели старались сохранить хорошую мину и говорили о неоценимых заслугах друг друга, было объявлено, что г-н Марчинкевич от имени партии поборется в ноябре за пост президента (так в Польше величают мэра) Варшавы. Ярослав Качиньский даже подчеркнул, что только популярный Марчинкевич может гарантировать ПиС победу в столице. Но такая рекомендация воспринята многими не иначе, как, с одной стороны, вежливый сигнал к расставанию, а с другой -- боязнь того, что знаковый Марчинкевич перейдет на сторону ГП. Польский политолог Радослав Марковский назвал происшедшее «поцелуем смерти Ярослава Качиньского при прощании с Казимежем Марчинкевичем».
Вчера -- все еще в ранге премьера -- Марчинкевич попрощался с сотрудниками, благодаря которым, по его словам, он оставляет «страну в лучшем состоянии, чем в начале своего правления». Уже известно, что не все министры кабинета Марчинкевича перейдут к Ярославу Качиньскому. Первой жертвой стал министр финансов Павел Войчеховский. Его назначение всего лишь две недели назад вызвало раздражение Ярослава Качиньского, с которым Марчинкевич не согласовал кандидатуру. Новость об уходе пана Войчеховского сразу ослабила польский злотый по отношению к мировым валютам, а сегодня ожидается и падение биржевых котировок польских ценных бумаг.
Президента Леха Качиньского давно упрекали в стремлении к «ручному управлению» государством. Теперь Польшей будут руководить в четыре семейные руки. Братьям часто напоминают, как в двенадцатилетнем возрасте они снялись в художественном фильме «О тех двоих, которые украли луну». Посвященная перестановкам в правительстве программа «Факты» на телеканале TVN завершилась опросом варшавян: «Чего вы ждете от правления братьев Качиньских?» Один молодой человек глянул вверх и с грустью ответил: «Они украдут у нас солнце».
Валерий МАСТЕРОВ, собкор газеты «Московские новости» в Варшаве, -- для «Времени новостей»