|
|
N°119, 10 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полоса смерти
Аэробус разбился после приземления
Сегодня в России объявлен общенациональный траур в память о жертвах авиакатастрофы -- пассажирах и членах экипажа аэробуса А310, потерпевшего аварию в воскресенье ночью в аэропорту Иркутска. При посадке самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, пробил ограждение аэропорта, врезался в ряд частных гаражей и загорелся. На борту аэробуса авиакомпании «Сибирь» (S7), совершавшего рейс №778 из Москвы в Иркутск, находились 204 человека, включая восемь членов экипажа. Вчера до вечера данные о погибших и раненых уточнялись. По предварительным сведениям, скончались 122 человека, 71 выжил, судьба еще 12 человек оставалась неизвестной. Одной из первых версий причины катастрофы Генпрокуратура назвала вчера техническую неисправность лайнера. В S7 это предположение категорически отвергли. Между тем уже к вечеру стало известно, что вероятнее всего у самолета отказали тормоза.
С начала года это уже вторая масштабная по числу жертв трагедия в России: 3 мая над Черным морем, у российского берега, в районе Сочи, потерпел крушение армянский пассажирский авиалайнер А320. На борту этого аэробуса находились 105 пассажиров и восемь членов экипажа. Никто не выжил. Данные расшифровки «черных ящиков», которые находятся в руках специалистов Межгосударственного авиационного комитета (МАК), пока не обнародованы. Однако и вчера вопрос о возможном прекращении полетов на самолетах Airbus не ставится.
Авиалайнер A310 авиакомпании S7 потерпел крушение при посадке в аэропорту Иркутска в 02.50 по московскому времени. По данным пресс-службы аэропорта Домодедово, из которого вылетел самолет, на его борту находились 193 пассажира и девять членов экипажа. Но как заявили вчера в авиакомпании, на борту было 195 пассажиров, в том числе трое не зарегистрированных в аэропорту. Нештатной ситуации при приземлении ни диспетчеры, ни руководители полетов не заметили. Связь с пилотами А310 прервалась уже после посадки.
Свидетелями трагедии стали сотни очевидцев -- пассажиры, ожидающие своих рейсов в здании аэропорта, и техперсонал. По их показаниям, самолет, как и положено, зашел на посадку и уже находился на земле, затормозил, но потом начал снова разгоняться. Лайнер вынесло за пределы посадочной полосы, он снес бетонный забор, огораживающий территорию аэропорта, врезался в гаражные постройки на ул. Можайского, примыкающие к территории аэропорта.
Как только самолет остановился, открылся один из люков в хвостовой части лайнера -- передняя часть самолета в результате крушения была разрушена, -- и одна из стюардесс смогла разблокировать аварийный люк и начала эвакуацию пассажиров. Люди стали выпрыгивать из самолета на землю, не дожидаясь трапа. Прыгали с высоты три-четыре метра, падали на бетон и оставались лежать там с переломами рук и ног. Спаслись только те, кто успел выскочить из салона до того, как в самолете возник сильный пожар.
В распоряжение следователей иркутской прокуратуры, которая занялась расследованием трагедии, попали видеокадры, сделанные на мобильный телефон одним из очевидцев ЧП. На записи видно, что самолет два раза тряхнуло. Эксперты предполагают, что было два взрыва -- рванули топливные баки, -- после чего лайнер оказался в огне.
Первыми, кто подбежал к горящему лайнеру, были владельцы дач и гаражей, которые утром выходного дня (в Иркутске было 7.50) оказались на своих участках. Пожарные и спасатели прибыли на место ЧП в течение десяти минут. По информации МЧС России, 11 человек, с помощью двух стюардесс, смогли покинуть горящий самолет через аварийный люк. Еще около 50 человек, включая пилота, вынесли из горящей машины спасатели и пожарные.
Вчера до позднего вечера списки жертв и пострадавших в авиакатастрофе постоянно обновлялись. По данным регионального управления МЧС, среди пассажиров было трое не включенных в списки. Кроме того, люди, будучи в шоке, отправились по домам, а не в больницы. 12 пострадавших самостоятельно добрались в травмпункты и, получив помощь, ушли. В больницы были доставлены 58 человек. У большинства выживших тяжелые черепно-мозговые травмы, переломы и ожоги. На борту разбившегося самолета, по данным авиакомпании, находились 14 детей. Пятеро из них были госпитализированы в Ивано-Матренинскую детскую больницу Иркутска. Один ребенок находится в коме, состояние остальных тяжелое. Самой младшей пациентке три года.
На борту аэробуса А310 находились и 12 иностранных граждан из Кореи, Китая, Канады и Польши. По предварительным данным, польские граждане не пострадали. Гражданка Канады получила перелом ноги. Также вчера стало известно, что из восьми членов экипажа трое живы.
Судьба еще 12 человек неизвестна. В их числе начальник управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков, который летел этим рейсом. Они числятся пропавшими без вести. В иркутский морг привезли 122 тела. Правда, вчера к вечеру родственники так и не приступили к опознанию погибших. Эксперты планируют начать процедуру сегодня.
Сразу же после известия о катастрофе для расследования ее причин по поручению президента Владимира Путина была создана правительственная комиссия. Ее возглавил министр транспорта России Игорь Левитин. Вчера вечером вместе с представителями S7 он прилетел в Иркутск. Также к месту ЧП в воскресенье прибыл полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. О своем намерении осмотреть останки лайнера и поучаствовать в расшифровке бортовых самописцев заявили шестеро специалистов европейского концерна Airbus.
По факту катастрофы пассажирского самолета A310 транспортная прокуратура Иркутской области возбудила уголовное дело ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух и более лиц).
Несмотря на то что российские специалисты смогли приступить к изучению обломков аэробуса спустя час после тушения пожара и тут же нашли бортовые самописцы, делать какие-либо выводы эксперты не торопились. Версию теракта следователи посчитали наименее вероятной. Игорь Левитин сообщил, что самолет мог выкатиться за пределы взлетно-посадочной полосы из-за того, что она была мокрой от дождя. Среди возможных причин происшедшего также называли неисправность техники и человеческий фактор.
Однако эти версии категорически опровергли в авиакомпании «Сибирь». По информации S7, аэробус А310 перед вылетом в Иркутск прошел техобслуживание и предполетную подготовку. Согласно технической и летной документации, самолет был исправен и годен к вылету. Более того, 1 июля этого года он прошел последнюю форму технической проверки, которая проводится раз в полтора-два месяца после каждых 450 часов налета. Самолет был произведен в 1987 году и поставлен авиакомпании Panamerican. Общий налет на конец июня 2006 года составил 52 тыс. летных часов. В авиакомпании "Сибирь" пока не смогли указать точную дату поступления воздушного судна в парк компании, сообщив лишь, что это было не раньше 2004 года.
Отвергли в авиакомпании и версию об ошибке пилотов. По словам представителей S7, лайнером управлял иркутский экипаж, два опытных пилота первого класса -- Сергей Шибанов и Владимир Черных. «Экипаж допущен к полетам по 2-й категории ИКАО, что является свидетельством высокого уровня подготовки», -- подчеркнули в «Сибири». Стюардессы, летевшие этим рейсом, были из Москвы.
Судя по всему, основной для следствия будет версия о возможном отказе тормозной системы лайнера. По предварительным данным, после приземления у самолета произошел отказ системы торможения с последующим выходом из строя других механизмов. Это привело к тому, что лайнер уже на посадочной полосе стал практически неуправляем.
Татьяна ГРИЦЕНКО