Время новостей
     N°194, 22 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2001
Билет в прокуратуру
Глава МПС надеется на помощь премьера
Министр путей сообщения Николай Аксененко не собирается уходить в отставку в связи с выдвинутыми против него Генпрокуратурой обвинениями в злоупотреблении служебным положением. Напротив, министр собирается защищаться и искать помощи у премьера. «Знаю, что у меня состоятся встречи с руководителем правительства, -- заявил г-н Аксененко. -- Исполнительная власть не должна остаться в молчаливом состоянии по отношению к этим фактам». В пятницу, когда следователи Генпрокуратуры предъявляли министру обвинение, жаловаться было некому. Владимир Путин уже отбыл в Шанхай, а Михаил Касьянов пребывал в краткосрочном отпуске. А когда г-н Путин вернется в Москву, в столице не будет генпрокурора Владимира Устинова, который отправится в Мурманск.

Скандал может стать самым громким делом подобного рода. Действующих чиновников такого ранга, как Николай Аксененко, обычно не приглашают в Генпрокуратуру, не предъявляют обвинения и не предлагают подписку о невыезде (г-н Аксененко подписать ее отказался). Такое может происходить только с отставниками.

Защищаться без политической поддержки премьера и президента Николаю Аксененко будет тяжело. Г-н Аксененко называет смехотворными обвинения МПС в перерасходе 70 млн рублей на зарплаты и командировки и напоминает о том, что его ведомству разрешено совмещать выполнение функций госучреждения с хозяйственной деятельностью. В Генпрокуратуре же по-прежнему настаивают: МПС, как и другие министерства, должно работать по закону, а нарушения в нем отнюдь не ограничиваются суммой, названной министром.

Претензии к железнодорожникам копились у следователей давно. За последние годы возбуждена целая серия уголовных дел по поводу злоупотреблений и нецелевого расходования денег министерства его региональными подразделениями. В центральном же аппарате МПС нарушений, о которых говорила в том числе и Счетная палата, тоже хватает.

На средства МПС, по утверждению Счетной палаты, покупались квартиры для различных чиновников министерства, шикарные машины. При МПС создавались всевозможные фонды, куда уходили значительные отчисления от деятельности железных дорог, а помещения министерства, считающиеся госсобственностью, сдавались в аренду и безвозмездное пользование без согласований с Минимущества.

Зарплаты в МПС в среднем составляют 38,5 должностных окладов в год на каждого сотрудника, тогда как разрешено не более 26,5. Подобная ситуация сложилась и с выделением премий и прочих выплат. Гораздо больше положенного уходило на многочисленные командировки работников министерства. «Эти необоснованные расходы включались в цены билетов для жителей России, то есть формировались за счет денег граждан. А это для государственного министерства недопустимо», -- говорят в Генпрокуратуре. В результате несколько месяцев назад по всем фактам было возбуждено уголовное дело.

В МПС говорят, что следователи не хотят считаться со спецификой их министерства. «Мы и Минатом -- единственные, кто совмещает государственную и хозяйственную деятельность и кто имеет в обороте миллиарды долларов. Ведь, для примера, в двух других монополиях, не являющихся министерствами (РАО «ЕЭС» и РАО «Газпром») зарплаты чуть ли не в тысячи раз больше, чем у нас, и расходовать они деньги могут нормально. Поэтому уже давно надо провести реформу МПС и разделить государственную и хозяйственную деятельность», -- заявляют в МПС. А чиновник, непосредственно связанный с делом вокруг МПС, был еще более категоричен: «Сейчас у Аксененко имеется два конфликта -- с «Русалом» и Анатолием Чубайсом. И если первый разрешим, то второй нет. Чубайс готов идти на все. Вот и делайте выводы...»

Михаил ЧЕРНЯК