Время новостей
     N°119, 10 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.07.2006
Чтоб не пропасть поодиночке
General Motors готова к серьезным отношениям с альянсом Renault--Nissan
Крупнейшая американская корпорация General Motors (GM), переживающая глубокий финансовый кризис, все-таки решила искать спасение в партнерстве с иностранными автопроизводителями. В пятницу совет директоров компании проголосовал за начало предварительных переговоров о сотрудничестве с французской Renault и японской Nissan. В ближайшее время состоится встреча компаний, на которой будут обсуждаться целесообразность и перспективы возможного трехстороннего альянса.

Как известно, инициатором этой идеи стал известный миллиардер Кирк Киркорян, которому принадлежит 10% акций GM. В конце июня он встретился с Карлосом Гоном, возглавляющим Renault и Nissan (компании считаются побратимами: Renault принадлежит 44,4% акций Nissan, а та владеет 15% французской компании). Акционеры GM сильно обеспокоились этим шагом, расценив его как явное нарушение установленного протокола. Сам Киркорян так не считает. Его инвестиционная фирма Tracinda официально приветствовала сделанное в пятницу заявление главы GM Рика Вагонера о том, что он одобряет перспективы сотрудничества. «General Motors имеет богатый опыт всевозможных альянсов, и некоторые из них позволили ей существенно укрепить свои позиции на рынке и финансовую мощь, -- сказал г-н Вагонер. -- Консультации с менеджментом Renault и Nissan мы начнем с изучения их предложений. До принятия какого бы то ни было решения будут внимательно рассмотрены все потенциальные взаимоотношения».

Некоторые аналитики довольно скептически оценивают шансы GM сформировать трехстороннее партнерство в связи с серьезными финансовыми потерями. Оказывается, статуса крупнейшего в мире производителя автомобилей в последние годы недостаточно, чтобы удерживать долю рынка. Азиатские корпорации прижимают конгломерат ценой, качеством и экономичностью. Лидерские позиции на рынке GM вот-вот уступит японской Toyota.

Один из ключевых продуктов GM -- крупногабаритные джипы -- уже не в моде, но компания не успела с этим смириться и перестроить производство. В результате в прошлом году она получила 10,6 млрд долл. убытка. Компенсировать астрономические потери руководство решило, сократив стоимость производства и выдав части сотрудников двухнедельные уведомления об увольнении. Многие специалисты уверены, что даже если GM удастся обзавестись новыми партнерами, это не решит ее проблем. Реальный интерес Renault и Nissan в этом деле остается сомнительным. Если переговоры увенчаются успехом, компании получат в общей сложности 20% американского гиганта. Но сделку будет трудно назвать успешной, она может оказаться равносильной покупке билета на тонущий корабль. «Проблем с прибылью и себестоимостью, с которыми GM сталкивается в Северной Америке, остается слишком много, и в краткосрочной перспективе создание альянса вряд ли заметно скажется на любой из них, -- говорится в заявлении рейтингового агентства Fitch. -- Renault рискует тем, что ее руководство отвлечется на создание этого альянса в то время, когда нужно будет сконцентрировать ресурсы на решении задачи сокращения своего сегмента рынка и выработке нового стратегического плана».

Крупным акционером Renault является правительство Франции (концу 2005 года государству принадлежало 15% Renault), представители которого уже высказывают свои опасения по поводу целесообразности подобного союза. Министр промышленности Франции Франсуа Лоос посоветовал французской компании тщательно обдумать все возможные нюансы. «Вопрос нужно рассматривать с огромной осторожностью. США являются значительным и сложным рынком, а General Motors находится в сложной ситуации из-за проблем, не касающихся автомобилей», -- заявил он. Аналогичного мнения придерживается и глава конкурентного автоконцерна DaimlerChrysler Дитер Цетше. Он считает, что участникам альянса не стоит надеяться на быстрый успех.

Те аналитики и эксперты, которые все же видят толк в совместном будущем трех компаний и говорят о многочисленных перспективах, тем не менее настойчиво подчеркивают их долгосрочный характер. «Новая группа может добиться беспрецедентной экономии и обрести огромную покупательскую мощь в дополнение к своему статусу крупнейшего автопроизводителя», -- говорят представители исследовательской компании JD Power.

На сообщение о предстоящих переговорах рынок отреагировал ростом стоимости акций GM на 1,8%. Позже инвесторы успокоились, и дневной прирост стоимости акции при закрытии составил всего 0,69%.

Денис УВАРОВ