|
|
N°123, 14 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Надежное энергоснабжение требует долгосрочного мышления
Все говорят о ценах на энергоносители. Конкуренция на рынках энергии в Германии и Европе должна с помощью целого ряда регулирующих мер стать еще более острой. В результате, как того ожидают сами регулирующие инстанции, понизятся цены, в том числе на природный газ. Возникает вопрос: может ли обострение процесса конкуренции действительно быть основной целью в экономической политике государства, зависящего от импорта энергии? Ведь это происходит в условиях рыночной ситуации, когда растущий спрос на энергоносители сталкивается хотя и все еще с достаточным, но в перспективе ограниченным предложением.
Тема надежности снабжения снова вышла на передний план в связи со спором из-за цены на газ между Украиной и российским «Газпромом», а также продолжительными морозами прошлой зимой. Но существуют и другие весомые причины. Китай и Индия становятся влиятельными экономическими державами с ненасытным спросом на энергию. В этом одна из причин того, что процесс приобретения энергоносителей во всем мире накапливает в себе все больше конфликтного потенциала. Поэтому уже сегодня речь должна идти о необходимости обеспечения в будущем соответствующих национальных или европейских потребностей в среде стремительно растущей конкуренции спроса. Надежность снабжения -- это актуальная тема нынешнего дня.
С одной стороны, предприятие, осуществляющее свою деятельность в международном масштабе, должно закупать энергоносители, в нашем случае -- природный газ, на долгосрочной основе и по калькулируемым ценам. С другой стороны, антимонопольные ведомства накладывают на это же предприятие на рынках сбыта такой жесткий «корсет», что его потенциал закупок за рубежом ослабляется. Вдобавок к этому глобальный рынок закупок энергоносителей действует не по правилам игры немецких или европейских антимонопольных чиновников -- напротив, в мире существует мощная олигополия производителей, в существенной мере устанавливающая эти самые правила.
Длительное время базовые правила определялись, с одной стороны, конкуренцией на рынках сбыта, а с другой -- так называемыми «значительными инфраструктурными сооружениями» (от англ. Essential Facilities; в антимонопольном праве термин перекочевал в Европу из США, под ними подразумевается такая инфраструктура, без которой газораспределительной компании невозможно выйти на потребителя. -- Ред.). В период избыточного предложения экспортных объемов и при наличии значительных собственных внутриевропейских запасов природного газа это не наносило ощутимого ущерба. Теперь же мы находимся в условиях снижения предложения и глобализации конкурентного спроса. Становится очевидным, что по этой причине координаты треугольника «конкуренция -- регулирование -- надежность снабжения» должны быть приспособлены к этой новой ситуации. Здесь требуется участие политиков. Нам необходима действенная европейская энергетическая политика, предусматривающая в своей основе экономически выгодное снабжение Европы природным газом на длительную перспективу.
Снова в центре внимания: надежность снабжения
Если в мире -- помимо чистой экономической теории -- где-то и существуют совершенные рынки, то рынки энергии к таковым явно не относятся. Так и рынок природного газа, который в силу присущих ему особенностей -- и в первую очередь ввиду сравнительно низкого уровня гибкости производства, транспортировки и хранения -- в еще меньшей степени, чем рынок нефти или электричества, способен за короткое время приспособиться к новым ситуациям. У того, кто на этом рынке обладает краткосрочным мышлением, возникают проблемы со снабжением и ценами. Это можно наблюдать хотя бы на примере возникавшей время от времени прошлой зимой в Великобритании острой ситуации со снабжением газом и связанными с этим скачками цен -- вплоть до цен на электроэнергию.
Снабжение природным газом, рассчитанное на длительную перспективу, надежное, приемлемое по цене и экологичное, требует исключительно долгосрочного планирования. Тот, кто через 10, 20 или более лет хочет надежно и в необходимых объемах снабжать потребителей в Европе, должен сегодня осуществлять перспективные инвестиции. Сюда входит и обеспечение необходимых объемов поставок, и создание соответствующих транспортных мощностей. И все это требуется делать в условиях среды, которую ввиду политической неустойчивости в некоторых потенциальных регионах-поставщиках не всегда получается квалифицировать как стабильную и легко предсказуемую.
Учитывая все это, можно лишь удивляться, что тема надежности снабжения, к которой серьезно относились и относятся сами предприятия, в общественной дискуссии вышла на первый план лишь после того, как разгорелся спор из-за цен на газ между Украиной и «Газпромом». В Германии связанные с этим ограничения поставок в Западную Европу не повлияли на цены благодаря диверсифицированным источникам закупок газа прежде всего в E.ON Ruhrgas и благодаря привязке цен на газ к ценам на нефть. Тем не менее введенные поставщиком ограничения обострили общественное сознание в отношении проблематики, которая на фоне ситуации на глобальных газовых рынках становится все более актуальной.
Глобальный рост спроса
Мировой спрос на энергоносители характеризуется высокими показателями роста. С одной стороны, США в качестве крупного потребителя все меньше способны покрывать свои растущие потребности из собственных источников и потому все больше оказываются зависимыми от импорта. С другой стороны, стремительно развивающийся процесс индустриализации в таких странах, как Китай, Индия или Бразилия, форсирует спрос таким образом, что есть все основания говорить о голоде на энергию в третьем мире, и прежде всего в «переходных» государствах.
В имеющихся прогнозах по дальнейшему развитию мирового потребления энергии, естественно, содержится очень много противоречивого. Однако все они сходятся в том, что потребность в энергоносителях будет значительно расти.
В представленном в ноябре прошлого года докладе World Energy Outlook 2005 Международное энергетическое агентство (МЭА) исходит, в частности, из того, что глобальная потребность в энергии к 2030 году более чем на 50% превысит ее нынешний уровень. Почти две трети этого роста придутся на такие энергоносители, как нефть и природный газ. Природный газ в течение ближайших 25 лет вытеснит уголь со второго места среди потребляемых энергоносителей и к 2030 году будет покрывать приблизительно 25% мировой потребности в энергии.
Если же, считают эксперты МЭА, благодаря энергичной политике властей в странах-импортерах мировое потребление будет переведено на иные рельсы, то рост спроса на сгораемые энергоносители окажется существенно ниже, хотя и был бы на 37% выше нынешнего. Потребление нефти и природного газа было бы приблизительно на 10% ниже по отношению к базовому сценарию, угля даже на 23%. В то же время удельный вес возобновляемых источников энергии (без гидроэнергетики и использования биомассы) возрос бы на 27%. Однако и по этому сценарию нефть, которая будет покрывать около 1/3 потребностей первичной энергии, останется важнейшим энергоносителем.
Резервы и ресурсы
«Глобальные резервы энергоносителей позволяют -- исключая нефть, добываемую традиционным способом, -- ожидать в долгосрочной перспективе достаточного удовлетворения потребностей в энергии» -- эта оценка авторитетного немецкого Федерального ведомства по геонаукам и сырью взята из исследования, подкрепленного впечатляющими цифрами. Оно озаглавлено «Резервы, ресурсы и доступность энергоносителей в 2004 году». Совокупное сравнение уровней годовой добычи, резервов и ресурсов всех имеющихся энергоносителей выражается приблизительно в соотношении 1:100:500. Мировые резервы традиционного природного газа составляли в конце 2004 года, согласно исследованию, 176 трлн кубометров. Причем более половины этих запасов сконцентрировано в России, Иране и Катаре. Европа благодаря доступу к важнейшим регионам-производителям -- России, Северной Африки и, в будущем, Ближнему Востоку -- находится по географическим условиям в относительно комфортной ситуации.
Таким образом, резервы природного газа, достаточные для снабжения потребителей на многие десятилетия вперед, существуют. Перебои в снабжении, которые можно компенсировать за счет усиленных поставок сжиженного природного газа (СПГ), прогнозируются только для североамериканского рынка. Учитывая общий рост расстояний между регионами производства и потребления газа, а также более высокие по сравнению с углем и нефтью специфические расходы по его транспортировке, следует ожидать роста цен на газ. Несколько снизить эти цены смогли бы растущие мощности по использованию сжиженного газа. Ведь тем самым на мировой рынок будут привлечены запасы природного газа из регионов, не располагающих соответствующей инфраструктурой.
Достаточные резервы и ресурсы -- это лишь одна сторона медали. В не меньшей степени для покрытия растущих потребностей в энергии важны конкретные проекты по поставкам. Именно с их помощью будет обеспечено будущее энергоснабжение. Объемы поставок должны быть законтрактованы на длительные сроки, и, кроме того, должна быть создана, развита и сохранена соответствующая инфраструктура. Длительное время амортизации капиталоемких проектов по закупкам газа заключает в себе существенные риски на фоне ненадежного развития спроса и цен.
По этой причине в Европе для газовых проектов необходима внешнеполитическая поддержка. Обеспечение надежности снабжения природным газом по приемлемым ценам тесно связано с политикой -- энергетической, экологической и геополитикой.
Источники природного газа для ЕС
В Европейском союзе доля импорта газа до 2020 года, согласно ожиданиям экспертов, возрастет до показателя, превышающего 75%. Параллельно с этим общая потребность в газе в этом регионе возрастет примерно на 30%. При этом предположительно более половины этого прироста будет вызвано усиленным использованием газа в выработке электроэнергии. В пользу природного газа в данном случае говорит сравнительно экологически чистый способ выработки электричества, который поможет легче выполнить цели, поставленные в Киотском протоколе по сокращению выбросов углекислого газ в атмосферу. Тем не менее прогнозы по использованию природного газа для выработки электроэнергии содержат существенные сомнения.
С сегодняшней точки зрения благодаря заключенным долгосрочным договорам около 70% ожидаемого на 2020 год потребления энергии может считаться обеспеченным. Существенный вклад в это вносят норвежские поставки, которые по их политической и контрактной надежности могут быть приравнены к собственному производству природного газа ЕС. К тому же норвежское государство выражает твердое намерение и в перспективе развивать свои мощности по добыче и экспорту газа. Сформулированной целью норвежской политики является увеличение в течение ближайших лет ежегодных экспортных объемов на 50% -- с нынешних 80 млрд до 120 млрд кубометров. Если не принимать во внимание сравнительно небольшие объемы, которые в виде СПГ будут экспортироваться в США, эта прибавка пойдет на снабжение 25 стран ЕС. Однако это сможет произойти лишь в том случае, если европейские предприятия сохранят свою конкурентоспособность в международных закупках природного газа.
Россия располагает свыше 25% всех мировых резервов природного газа, считающихся надежно добываемыми. Однако перед российским газовым хозяйством стоит задача обслуживания и растущего внутреннего спроса. Вдобавок к этому производство газа становится все сложнее, поскольку ведется во все более отдаленных и экономически неосвоенных регионах, где требуются все более изощренные технические решения. К тому же необходимая реконструкция существующих газотранспортных сетей требует исключительно высоких инвестиций. Умеренный рост российских поставок в ЕС, удельный вес которых в газоснабжении Евросоюза составляет сегодня около 25%, представляется тем не менее целесообразным и возможным.
На долю Алжира сегодня в газоснабжении 25 стран ЕС приходится около 10%. По географическим причинам южноевропейские страны относятся к главным получателям алжирского газа. Приблизительно 60% этих объемов доставляется в Европу (в Италию и на Пиренеи) по трубам, остальное из совокупного объема алжирских поставок, составляющих 50 млрд кубометров в год, -- в сжиженном виде морским транспортом.
Роль Алжира как важного источника природного газа для Европы, очевидно, сохранится на длительную перспективу. В пользу этого говорит и ведущееся проектирование двух дополнительных газопроводов, конечной целью маршрутов которых снова станут Италия и Пиренеи.
Дальнейшие потенциальные страны-поставщики для Европы с более-менее значительными месторождениями природного газа находятся на Среднем Востоке, в Западной Африке и, возможно, в Центральной Азии. Мобилизация газа из Азербайджана, Туркменистана или Казахстана для европейского рынка будет зависеть, в частности, от того, насколько смогут быть использованы существующие транспортные пути через Россию или будет ли проложен новый газотранспортный коридор через территорию Турции. Транспортная связь с потенциальными поставщиками Среднего Востока может осуществляться как в виде доставки сжиженного газа при помощи судов, так и посредством газопровода, исходящего из Ирана или Азербайджана. Доставка газа с африканского континента -- помимо закупок в Алжире -- возможна путем развития поставок из Ливии и Египта, а также с месторождений в Западной Африке -- от Мавритании до Нигерии.
CПГ - реальный выбор с перспективой будущего
Транспортировка сжиженного природного газа для европейского континента все еще считается в значительной мере делом будущего. При этом удельный вес СПГ в общем объеме поступающего в ЕС газа уже сегодня составляет около 10%. Ввиду все более возрастающих расстояний между (потенциальными) регионами-производителями и регионами-потребителями следует ожидать, что для Европы подобные поставки будут приобретать все более важную роль. Соответственно будет форсировано и строительство СПГ-терминалов в странах ЕС, при этом -- с учетом географических предпосылок -- основное их число придется на страны Средиземноморья. Однако и в Великобритании вследствие растущих импортных потребностей этой страны ведутся работы по созданию соответствующей портовой инфраструктуры. А в Германии E.ON Ruhrgas ведет изучение технических и экономических условий строительства терминала для СПГ в районе города Вильгельмсхафена на Северном море. До 2010 года объемы импорта СПГ в ЕС предположительно удвоятся, а в 2020 году (если исходить из действующих сегодня договоров) приблизительно 17% от совокупного объема природного газа, закупаемого ЕС, должно будет доставляться сюда танкерами в сжиженном виде. Однако и в случае с СПГ поддержание надежности поставок будет зависеть от мощности и эффективности европейских предприятий в международном конкурентном соперничестве импортеров.
Говоря о перспективах формирования торговли сжиженным природным газом, следует особо остановиться на развитии этой отрасли в такой стране-экспортере, как Катар. Это государство Персидского залива покрывает в настоящее время 14% общего объема мировой торговли СПГ и со своим объемом экспорта в размере около 25 млрд кубометров занимает третье место в мировом рейтинге в этом секторе после Малайзии и Индонезии. Но уже к 2010 году, как ожидается, ежегодный экспорт сжиженного природного газа в Катаре достигнет уровня 75 млрд кубометров. Тем самым он станет мировым лидером в экспорте СПГ.
Cтратегия E.ON Ruhrgas по зпкупкам газа
Снабжение природным газом компанией E.ON Ruhrgas -- это солидные объемы из внутригерманских источников, рост производства газа на собственных месторождениях в Великобритании и Норвегии, хорошая диверсификация источников закупок, а также работа на основании долгосрочных контрактов с гарантированными конкурентоспособными ценами. Наше предприятие отличают также стабильные, устойчивые отношения с поставщиками и высокая надежность инфраструктуры снабжения.
Располагая портфелем контрактов на закупки газа из шести различных источников, E.ON Ruhrgas исключительно благоприятно позиционирована на рынке в отношении надежности снабжения. Даже доля крупнейшего поставщика, России, в общем объеме закупок компании составляет лишь приблизительно 1/3. Тем самым предприятие, бесспорно, принадлежит к числу лучших диверсифицированных газовых компаний Европы. Кроме того, портфель законтрактованных объемов действует частично до 2030 года. При освоении дополнительных объемов с целью покрытия ожидаемого роста потребности в природном газе E.ON Ruhrgas последовательно придерживается стратегии диверсификации источников закупок и путей поставок. Лишь таким образом можно реализовать надежное в долгосрочной перспективе и одновременно конкурентоспособное снабжение.
В рамках концерна E.ON компания E.ON Ruhrgas все больше принимает на себя решение задачи снабжения европейского рынка. Естественной базой для этого является разветвленная и гибкая инфраструктура, которая одновременно способствует улучшению надежности снабжения природным газом. Тот, кто располагает лучшим набором источников закупок и соответствующей инфраструктурой, может лучше других компенсировать возможное изменение режима поставок из отдельных источников.
Развитие инфраструктуры
E.ON Ruhrgas за истекшие годы инвестировал значительные средства в обеспечение надежности транспортных мощностей из Германии в Великобританию. Компании E.ON Ruhrgas принадлежит 23% активов газотранспортной компании IUK, осуществляющей доставку газа между бельгийским Зеебрюгге и британским Бэктоном, а также 20% активов компании BBL, эксплуатирующей газопровод между Бальгзандом в Нидерландах и Бэктоном. Помимо этого, E.ON Ruhrgas предоставляет в распоряжение российского «Газпрома» значительные транспортные мощности для прокачки его газа через территорию Германии. В целом E.ON Ruhrgas больше, чем любая другая международная газовая компания, участвует в национальном транзите 25 стран ЕС.
E.ON Ruhrgas работает в настоящее время над рядом новых инфраструктурных проектов, целью которых является улучшение снабжения Европейского союза. Северо-Европейский газопровод является наиболее известным, но не единственным примером. Наша компания занимается также созданием новых мощностей для СПГ и изучает возможности размещения ряда терминалов как в северо-восточной части Европы, так и на побережье Адриатического моря.
Производство природного газа
В стратегию E.ON Ruhrgas входит также развитие собственной добычи природного газа. При этом предприятие концентрирует свои усилия на регионе, который физически в состоянии обеспечить поставки в Западную Европу. На фоне нынешнего высокого уровня цен приобретение подтвержденных резервов природного газа сопряжено со значительными экономическими рисками. В соответствии с этим в настоящее время E.ON Ruhrgas проявляет осторожность в этом вопросе и концентрирует эту деятельность на регионах Северного моря, Западной Сибири и Северной Африки.
Ценовая привязка к нефти
В период высоких цен на нефть привязка цены на газ к цене на топливную нефть многими ставится под сомнение. С такой привязкой свыше 80% объемов снабжения континентальной Европы обеспечено импортными договорами. Несомненно, что за прошедшие десятилетия такая практика себя хорошо зарекомендовала. Производитель получает за свой товар -- природный газ -- полную рыночную стоимость. Тем самым потребителю на длительный срок обеспечивается конкурентоспособность. А это, в свою очередь, важно также на фоне длительного амортизационного периода при производстве газа.
Однако в этом вопросе не следует создавать догмы. Развитие рынка покажет, является ли эта ценовая привязка газа к топливной нефти наилучшим выбором в условиях все больше либерализующихся рынков. Спотовые контракты, несомненно, дополнят долгосрочные договоры на импорт газа по ценам, привязанным к нефтяным. Тем самым будет облегчено установление краткосрочного баланса спроса и предложения.
Привязка к цене на нефть обладает тем преимуществом, что при ее наличии немногочисленные крупные производители не могут влиять на международные торговые цены путем изменения объемов предложения. Эта привязка также приводит к существенно меньшему разбросу цен в сравнении с «чистыми» спотовыми рынками. От этих преимуществ никуда не уйдешь.
Мы находимся перед лицом вызовов, связанных с долгосрочным обеспечением надежности снабжения природным газом в Европе при одновременном сохранении приемлемых структур конкурентного соперничества. Этой цели легче достигнуть, если европейская система снабжения природным газом будет консолидирована в еще большей степени. Тем самым станет возможным существование сильных предприятий, осуществляющих снабжение газом. Одновременно с этим возникнет еще более интенсивное конкурентное соперничество на европейском уровне.
Необходима такая европейская энергетическая политика, которая создает надежные базисные условия, но одновременно с этим сохраняет и предпринимательскую свободу. Нам нужно и поддерживающее сопровождение внешней политики. Ведь одни лишь силы рынка будут не в состоянии принимать решения относительно энергоснабжения будущего, поскольку и предложение энергии также не будет определяться лишь рыночными силами.
Буркхард БЕРГМАНН, председатель правления E.ON Ruhrgas