|
|
N°118, 07 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Русские варвары» и античные греки
Сегодня открывается юбилейный, шестидесятый Авиньонский фестиваль
Вообще-то и в советские времена отечественные театры иногда включали в официальную программу одного из главных европейских театральных фестивалей, а грузинский «Ричард Ш» Роберта Стуруа, сыгранный на самой знаменитой площадке -- в Почетном дворе папского дворца, под открытым небом -- произвел там в свое время фурор. Про эту гастроль рассказывали замечательный анекдот: юные славистки специально приехали в Авиньон из Парижа на «русский» спектакль, чтобы попрактиковаться в языке, и были крайне удивлены, что не понимают ни слова. Они даже не знали, что в Советском Союзе говорят на каких-нибудь языках, кроме русского. С тех пор все изменилось: из России действительно приезжают спектакли только на русском, и страны ближнего зарубежья никто больше с Россией не путает, один из самых признанных тут восточноевропейских режиссеров -- литовец Оскарас Коршуновас, привозящий сюда спектакли чуть ли не ежегодно.
Главное «русское присутствие» в Авиньоне случилось девять лет назад, в 1997 году, когда один из легендарных авиньонских директоров Бернар Февр д'Арсье устроил «Большой Русский сезон». Тогда пригласили чуть ли не все лучшие спектакли того времени: "К. И. из "Преступления" Камы Гинкаса, "Нумер в гостинице города NN" Валерия Фокина, "Песню о Волге" Резо Габриадзе, «Мастерскую Фоменко» сразу с четырьмя спектаклями разных режиссеров, "Плач Иеремии" и "Амфитрион" Анатолия Васильева. Тогда газеты захлебывались восторгом, триумф был полным, но больше такого не было, хотя с тех иногда российские театры и приглашали в Авиньон.
Единственный режиссер, который приезжает в Авиньон регулярно, -- Анатолий Васильев. Его тут чествуют как гения. Будет он единственным русским и в официальной фестивальной программе этого года: "Моцарта и Сальери. Реквием" и "Илиаду. Песнь XXIII" театр «Школа драматического искусства» покажет в заброшенном карьере за городом, который здесь принято использовать как естественный амфитеатр. Кроме того, Васильев представит публике выставку своих фотографий и премьеру фильма-спектакля «Серсо».
Что касается других участвующих в фестивале знаменитостей, известных и неизвестных в России, то это, во-первых, Жозеф Надж, который в этом году стал «приглашенным худруком» фестиваля (практику приглашения театральных звезд для того, чтобы придать программе «авторский» характер, в Авиньоне завели только три года назад, с приходом новых директоров -- Венсана Бодрийе и Ортанс Аршамбо). Надж покажет два своих танц-спектакля, сделанных специально для фестиваля, главный из которых, «Асобу», пройдет в Почетном дворе папского дворца. Далее -- два спектакля уже известного в Москве Бартабаса. Один -- совсем свежий (премьера сыграна в этом году), а другой -- «Восход солнца» -- и вовсе сделан специально для Авиньона, так что в том же карьере де Бульбон, где покажут спектакли Васильева, на рассвете будут играть и «конную» премьеру театра «Зингаро».
Из тех, кого в России знают и чтут давно, на фестиваль приедет патриарх и гуру мирового театра Питер Брук, давно не привозивший своих постановок не только к нам, но и в Авиньон. Он покажет «Сизи Банци мертв» -- один из африканских сюжетов, которые его давно волнуют. Из режиссеров, с которыми мы познакомились недавно, в официальной авиньонской программе есть постановка весьма признанного во Франции Эрика Лакаскада (он привозил на последний NET эффектную мультимедийную постановку «К Пентесилее»). Фестивальной публике он покажет горьковских «Варваров», эта постановка тоже сделана по заказу фестиваля и будет сыграна в Почетном дворе. А еще тут увидят приезжавшего совсем недавно в Москву очаровательного кукольника Мишеля Лабю с его «мусорным» Турак-театром. Приятно, что мы его видели до Авиньона.
Из тех, кого мы не видели, но очень хотим, -- большой выдумщик и очень модный в Европе постановщик Ален Платель. Он привезет танцевальный спектакль по Монтеверди. Что это будет, одному Богу известно, ведь спектакли Плателя никогда не укладываются в традиционные представления о жанрах: то в них собаки бегают, то на электрокарах катаются. Так что нам, остающимся в Москве, приходится лишь гадать и мечтать, что кто-нибудь (ну например, Чеховский театральный фестиваль) когда-нибудь привезет и в Россию дорогущие, но невероятно заводные, сумасшедшие и энергичные спектакли знаменитого бельгийца.
Дина ГОДЕР