|
|
N°118, 07 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мама, молчи!»
Свидетелей по «делу Сычева» нашли в комнате для допросов
Судебный процесс по делу искалеченного во время новогодних праздников солдата-срочника Андрея Сычева набирает обороты. Вчера представители прокуратуры завершили оглашение обвинительного заключения и суд перешел к допросу свидетелей.
Оглашение версии обвинения началось 4 июля. Главным выводом следователей стало признание факта дедовщины -- прокуратура считает, что в ночь на 1 января 2006 года младший сержант Александр Сивяков разбудил рядового Сычева и заставил его сесть на корточки с упором на пальцы ног. В такой позе молодой человек простоял несколько часов. При этом младший сержант несколько раз пнул сослуживца по ногам. Лечь спать Сычеву разрешили только около 7 часов утра. По версии прокуратуры, долгое сидение в неудобной позе стало причиной ухудшения здоровья рядового, приведшего к ампутации ног. Помимо этого случая Александр Сивяков обвиняется в совершении еще четырех преступлений по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
В среду суд рассмотрел ходатайство адвокатов младшего сержанта, просивших изменить ему меру пресечения, и отказал в удовлетворении этой просьбы. Вечером родные Андрея Сычева и его адвокат выступили с обращением к журналистам. «Благодарим за выносливость и преданность своей профессии, без которых невозможно столь долгий период сохранять интерес к случившемуся. Граждане, получающие оперативную информацию о ходе процесса, и не подозревают, в каких условиях вы работаете. При температуре воздуха на улице в 30 градусов тепла только нахождение в зале, рассчитанном на 30 человек, в количестве около 100 следует толковать как пытку, -- говорится в заявлении семьи. -- Ситуация вновь вынуждает нас выступить с инициативой и просить вас найти возможность присутствовать на заседании по очереди, которую установите по согласованию друг с другом. Судебные заседания продлятся несколько недель, а это значит, что каждый сумеет сделать репортажи и о допросе свидетелей и обвиняемых».
Таким образом родные пострадавшего хотели поддержать журналистов, которые уже раскололись на два лагеря. Представители федеральных и крупных челябинских СМИ оказались допущены в зал заседаний, тогда как их коллеги ждут новостей за дверью зала. Ограничения в допуске уже стали причиной сокращения интереса журналистов к процессу -- в четверг в суд пришло намного меньше репортеров, чем было во вторник.
Зачитывая выводы следствия, гособвинитель отметил, что Александр Сивяков наносил побои своим сослуживцам правой рукой. Услышав это, находящаяся в зале мать младшего сержанта Наталья Сивякова обратила внимание на то, что ее сын левша и правой рукой он только кушает. «Мама, молчи! Ничего не говори», -- тут же крикнул ей обвиняемый. По окончании чтения заключения суд объявил 20-минутный перерыв. Второй частью заседания стал допрос свидетелей обвинения. Перед его началом адвокаты Александра Сивякова заявили о давлении со стороны прокуратуры на некоторых свидетелей. По наблюдению защитников, перед началом заседания прокурор вызвал в свой кабинет двух курсантов танкового училища, которым предстояло давать показания. По требованию судьи Юрия Шатского на месте была проведена проверка нахождения военнослужащих, которые оказались в специальной комнате для допросов.
Первым свидетелем на процесс был вызван Сергей Горлов, который в ночь на 1 января выполнял обязанности дневального. Он сообщил суду, что при встрече Нового года в расположении батальона обеспечения трезвых не было. Описывая события с 5 до 7 часов утра, Горлов рассказал, что, когда ночью шел к месту несения службы, увидел двух человек. В одном он узнал Александра Сивякова, а во втором смог определить новобранца. Позже он услышал крик Андрея Сычева: «Я больше не могу сидеть!» и ответную реакцию Сивякова, принявшегося оскорблять рядового и запретившего ему вставать. По словам дневального, на следующий день Сивяков, угрожая, запретил ему рассказывать об увиденном ночью кому бы то ни было.
Несмотря на эти показания, на процессе младший сержант по-прежнему отрицает свою вину. При этом два других обвиняемых, связанных с Сивяковым по другим инцидентам, -- Павел Кузьменко и Геннадий Билимович свою вину признали, заявив, что их преступление не было результатом предварительного сговора.
Как долго продлится процесс, пока не говорит ни одна из сторон. Во вчерашнем заседании уже не принимала участия мать Андрея Сычева -- она улетела в Москву, в госпиталь имени Бурденко, где находится сын. По словам сестры Андрея Марины Муфферт, состояние его здоровья снова резко ухудшилось.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург