|
|
N°118, 07 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Веселые вдовцы
"Черные риэлторы" придумали, как заработать на покойниках
Сотрудники столичной милиции на днях задержали двух аферистов, занимавшихся хищением муниципальных квартир. Схема, по которой действовали мошенники, оказалась оригинальна и вместе с тем до гениального проста.
Пользуясь бюрократической волокитой и знакомствами в паспортных столах и ДЕЗах, они просто выходили замуж или женились на недавно умерших гражданах со столичной пропиской. После этого аферисты квартиры приватизировали и так же просто избавлялись от «супругов» -- либо заявляли наконец об их смерти в органы власти, либо «разводились», «переселяя» их в другие города. Пока следователям удалось доказать причастность задержанных к трем таким сделкам, но сыщики уверены, что их было намного больше. При обыске у аферистов нашли несколько десятков комплектов документов на проданные квартиры. И сейчас оперативники занимаются проверкой законности всех этих сделок.
На след аферистов сотрудники криминальной милиции УВД Восточного округа Москвы вышли в начале июня этого года. Им стало известно, что неизвестные пытаются продать квартиру умершего человека. В ходе расследования сыщики установили, что за сделкой стоят 55-летняя москвичка Тамара Фетисова и ее сожитель -- 40-летний уроженец Дагестана Абурашид Рашидов. Г-жа Фетисова причем, как выяснилось, в течение последних десяти лет не раз попадала в поле зрения милиции в связи с незаконными сделками с недвижимостью, но до конкретных обвинений дело никогда не доходило.
Как выяснили сыщики, в конце января 2006 года риэлторы по своим каналам, которые сейчас устанавливаются, узнали, что незадолго до Нового года умер некто Николай Курсаков -- 51-летний одинокий хозяин однокомнатной квартиры на улице Красный Казанец. Рашидов предложил купить это жилище своей землячке, 24-летней Розе Рамазановой (фамилия изменена) всего за 50 тыс. долл., при том, что рыночная стоимость такой квартиры на тот момент уже составляла более 100 тыс. По данным следователей, Рашидов рассказал девушке, будто бы хозяин квартиры давно живет за границей. И чтобы получить жилье, она должна заключить с хозяином фиктивный брак, а затем прописаться в квартире. Аферист пообещал, что после «медового месяца» «супруг» выпишется, а Роза сможет приватизировать квартиру и стать ее полноценной хозяйкой. Отдав аванс в 20 тыс. долл. и свой паспорт, Рамазанова стала ждать. Вскоре Рашидов передал Розе поддельное свидетельство о браке, из которого следовало, что Курсаков женился на ней еще в 2002 году, и липовое заявление о согласии хозяина квартиры на прописку «жены». Также он вернул ей и паспорт, в котором уже стоял настоящий штамп о ее прописке в квартире Курсакова.
Оставалось лишь приватизировать квартиру, для чего Розе уже самой надо было собрать ряд документов. Однако обратившись в окружной Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ), Рамазанова с удивлением узнала, что ее «супруг» на самом деле мертв. Заподозрив неладное, женщина отказалась от сомнительной сделки и потребовала вернуть деньги. Рашидов долгое время отказывался, пытался убедить девушку дооформить квартиру, а затем перепродать ее по рыночной цене. Но Рамазанова стояла на своем, заявляя, что не хочет иметь дело с криминальной жилплощадью, и тогда Рашидов попросил ее подождать, пока он не найдет новых покупателей.
Задержали Рашидова и Фетисову вечером 27 июня. Сначала они согласились пойти на контакт со следствием и рассказали, что знали про незаконность сделок. Однако позже оба полностью отказались от своих показаний.
Тем не менее в ходе расследования сыщики обнаружили еще две аналогичные сделки с мертвецами. В одном случае Рашидов, по данным следствия, «женил» своего приятеля на пропавшей без вести пенсионерке и, выписав ее, выставил ее двухкомнатную квартиру на продажу. Во втором случае аферисты реализовали двухкомнатную квартиру в Новогирееве, хозяйка которой умерла еще в 2002 году. В одно из столичных бюро по обмену мошенники представили липовые документы о том, что у них в собственности имеется 0,22 квартиры в пригороде Орехова-Зуева, которые москвичка просто жаждет поменять на свою столичную «двушку». Злоумышленники представили пакет поддельных документов, среди которых были доверенности от имени умершей и свидетельство о собственности на московскую квартиру. Успешно обменяв квартиры, они тут же продали московскую. На днях криминальному дуэту было предъявлено обвинение по статье «мошенничество».
Занимаясь расследованием этого дела, сыщики из СКМ УВД ВАО выяснили, что торговать «мертвецами» в столице на самом деле не так сложно, как могло бы показаться, поскольку государственные органы за этим практически не следят. «Выписыванием умерших из квартир занимается паспортный стол, -- рассказал «Времени новостей» старший оперуполномоченный по особо важным делам СКМ УВД ВАО Валерий Свиридов. -- Для этого туда должна поступить соответствующая бумага из ЗАГСа. По закону получить этот документ могут только родственники покойного или сотрудники правоохранительных органов. Однако если у умершего близких не осталось, реально этим никто не занимается. В служебные обязанности милиции, к примеру, выяснение, были у скончавшегося гражданина родственники или нет, не входит. В принципе еще ЕИРЦ может поднять тревогу, если хозяин квартиры долго не платит за жилье. Но ничто не мешает тем же мошенникам, положившим глаз на квартиру, оплачивать все коммунальные платежи. А при прописке граждан паспортные столы подлинность предоставляемых документов не проверяют. Они физически не могут проверить все. Исключение делается лишь тогда, когда липовый документ виден невооруженным глазом. Поддельные доверенности не редкость, но проверить их очень сложно. В обязанности сотрудников Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве, регистрирующих сделки с жильем, это также не входит. В итоге злоумышленники пользуются пробелами в законе и наносят, учитывая стоимость квартир, колоссальный ущерб государству».
Борис КОРАБЛЕВ