|
|
N°118, 07 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто стоит за спиной смертника?
"Аль-Каида" угрожает Лондону через год после терактов
Ровно год прошел после терактов в Лондоне, унесших жизни 52 человек и оставивших более сотни инвалидов. Шок, вызванный четырьмя взрывами 7 июля 2005 года, был очень силен. Ведь даже после трагедии 2001 года в США жители Британских островов продолжали надеяться, что террористическая война их все-таки минует. Это была наивная, ни на чем не основанная надежда. Одним казалось, что исламские экстремисты не посмеют тронуть город, в котором столько мусульман (в семимиллионном Лондоне мусульман как минимум 10%). Другие уповали на спецслужбы, мол, легендарное ведомство Джеймса Бонда все заранее вызнает и обезвредит. Стоики по природе, англичане не испугались, не запаниковали. Случившееся скорее вызвало у них обиду и разочарование. И сегодня, спустя год после трагедии, главным остается вопрос: все ли сделано, чтобы предотвратить новые теракты?
Чтобы выяснить, на какой стадии находится расследование, корреспондент «Времени новостей» встретился на днях с Питером Кларком, заместителем главы Скотланд-Ярда, руководителем антитеррористического отдела этого ведомства. По его словам, за год полиции так и не удалось определить, действовали ли бомбисты-самоубийцы самостоятельно или за ними стояла какая-то организация. Инспекторы Скотланд-Ярда опросили в Британии и за рубежом 13 353 человека, собрали 29 500 вещественных доказательств и множество подробностей последних месяцев жизни четырех молодых британских мусульман, решившихся на теракты. Но неизвестно, кто способствовал радикализации политических взглядов этих парней, которые, по свидетельствам соседей и коллег, не отличались экстремистскими настроениями. По-прежнему неизвестно, кто разработал атаку в метро, кто снабдил террористов деньгами и взрывчатыми материалами, научил делать бомбы. Питер Кларк рассказал «ВН», что судмедэксперты продолжают изучать ДНК с места трагедии, а сотрудники его подразделения еще не просмотрели все пленки, записанные камерами внешнего наблюдения: «Мы пытаемся понять, кто кроме самих бомбистов знал о планировавшихся атаках, кто им помогал, воодушевлял их на этот поступок».
Вчера, однако, телекомпания Би-би-си показала полученную от коллег из арабской телестанции "Аль-Джазира" видеозапись. На ней запечатлен накануне гибели один из смертников, 22-летний Шехзад Танвир, обосновавшийся в Великобритании пакистанец по происхождению. Он сообщает, что прошлогодние теракты были местью за присутствие британских солдат в Афганистане и Ираке. И от имени своих оставшихся в живых соратников грозит Лондону новыми терактами. На видеопленке есть кадры с изображением второго человека в "Аль-Каиде", Аймана аз-Завахири. В коротком видеоряде появляется и еще один экстремист -- разыскиваемый ФБР выходец из Калифорнии Адам Гадан. Однако может ли эта пленка быть однозначным доказательством, что взрывы организовала "Аль-Каида"?
Следует признать, что Скотланд-Ярд не исключает новых терактов. Конечно, полиция постоянно наблюдает за подозрительными элементами, но число таких элементов не сокращается, а растет. Если год назад их было 800 человек, то сегодня -- 1200. В мусульманских общинах, разбросанных по окраинам многих британских городов, по-прежнему широко распространены антизападные настроения. Многие мусульмане чувствуют себя униженными, считают себя на Западе изгоями. Масла в огонь подливают такие факторы, как война в Ираке, положение в Палестине. Да и о ситуации в Чечне здесь рассуждают иначе, чем в Москве. Высокий уровень безработицы и неудовлетворенность жизнью толкают молодых мусульман в объятия проповедников-фундаменталистов.
После лондонских взрывов британское правительство предприняло срочные меры для налаживания отношений мусульманских общин с остальным населением. Были созданы рабочие группы, в которые вошли представители разных религиозных конфессий, а также политики, ученые, общественные деятели. Однако изменить ситуацию к лучшему пока не удается. Участники рабочих групп признают, что антизападные настроения слишком глубоко укоренены в сознании мусульман.
Об этом свидетельствуют и результаты проведенных по заказу газеты «Таймс» опросов общественного мнения. 2% опрошенных гордились бы, если бы кто-то из их семьи входил в «Аль-Каиду». 7% оправдывают прошлогодние взрывы. А 13% называют лондонских бомбистов мучениками. Каждый шестой опрошенный заявил, что понимает причину, побудившую молодых людей совершить взрывы, хотя и не согласен с подобной формой протеста. По мнению депутата парламента от лейбористов мусульманина Садик Хана, правительство так и не смогло объяснить мусульманам, в чем преимущества западного образа жизни и что значит быть частью британского общества. Серьезность проблемы признает и премьер-министр. Выступая в среду в комитете по связям палаты общин, Тони Блэр сказал, что умеренные мусульмане должны делать больше, чтобы предотвратить появление экстремистских идей у британских мусульман: «Мы должны бороться с искаженным представлением о Западе, и это, несомненно, задача правительства. Но это и задача умеренной части мусульманской общины -- предотвращать распространение подобных идей среди членов своей общины».
Вечером, зайдя за хлебом в маленькую продуктовую лавку на углу улицы, где живу, я спросил у владельца, согласен ли он с мнением премьера. «Ерунда, -- неожиданно резко ответил обычно улыбчивый и очень доброжелательный Мухаммад, который 40 лет назад перебрался в Лондон из Пакистана. -- Нормальные, мирные мусульмане не имеют никакого влияния на молодых «бородачей». Они слушают не нас, а экстремистские проповеди из пакистанских мечетей. Целыми днями торчат в Интернете, общаются только между собой. С нами, стариками, почти не разговаривают. Эти ребята еще немало бед принесут этой стране, да хранит ее Аллах».
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон