|
|
N°118, 07 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без эмоций и истерик
Россия и Китай не дадут ООН наказать Северную Корею
Россия «разочарована» ракетными экспериментами КНДР, заявил вчера во время интернет-конференции Владимир Путин. Он сказал, что предпочел бы не получать «подарки» из частей ракет, без предупреждения падающих с неба близ наших границ. Но Путин успокоил общественность сообщением о том, что российские средства слежения, оказывается, не зафиксировали падение частей северокорейских ракет «не только в наши территориальные воды, но даже в нашу экономическую зону». Проведенный в ночь на 5 июля запуск нескольких северокорейских баллистических ракет встревожил жителей Дальнего Востока и вызвал сильное раздражение в Японии и США.
«Нет основания полагать, что северокорейская ракетная программа нацелена против Российской Федерации», -- заверил г-н Путин. Да и США не стоит беспокоиться: у КНДР нет возможности создать ракету с дальностью действия 6 тыс. км, хотя о запуске именно такой ракеты сообщали американские источники. «Имея в виду уровень технологического развития оборонной промышленности Северной Кореи, во всяком случае в обозримой исторической перспективе это невозможно», -- сказал российский президент.
Однако Японии и Южной Корее расслабляться не приходится. Владимир Путин предполагает, что дальность северокорейских ракет может быть увеличена до 3--3,5 тыс. км -- «это может представлять озабоченность для некоторых стран, поэтому этот вопрос должен быть в повестке дня шестисторонних переговоров». Переговоры вокруг ядерных планов Пхеньяна начались в 2002 году с участием двух Корей, России, Китая, США и Японии. Но уже более полугода работа "шестерки" заморожена -- из-за противостояния Вашингтона и Пхеньяна.
Еще в среду в Совбезе ООН был распространен подготовленный Токио проект жесткой резолюции о введении санкций против КНДР. Посол США в ООН Джон Болтон заявил, что эта инициатива пользуется «широкой и глубокой поддержкой». Однако российские и китайские дипломаты дали понять, что Москва и Пекин не поддержат этот шаг.
Владимир Путин вчера призвал действовать «без эмоций», а глава МИД России Сергей Лавров посоветовал оценить ситуацию «без истерик», пояснив, что «попытки сразу говорить о каких-то угрозах в адрес Северной Кореи контрпродуктивны».
По словам Джона Болтона, ни один из членов Совбеза не стал утверждать, что «запуск ракет Северной Кореи был хорошим делом». Вчера дипломаты искали наиболее подходящую форму для выражения недовольства, выбирая между резолюцией и менее обязывающим заявлением председателя Совбеза. Судя по всему, эта работа будет продолжена сегодня. Джордж Буш заявил, что США ищут дипломатический выход из ядерного противостояния с Северной Кореей, но предупредил, что дипломатия потребует времени. Для проведения переговоров с ключевыми региональными игроками США направляют в эти дни на консультации в Пекин, Сеул, Токио и Москву помощника госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана, главу американской делегации на шестисторонних переговорах Кристофера Хилла.
Пхеньян заявил, что испытание ракет было частью регулярных военных учений по «укреплению суверенной оборонной мощи». «Наша армия и впредь будет продолжать ракетные испытания в рамках укрепления сил сдерживания», -- объяснил представитель МИД КНДР. Южнокорейские СМИ предупреждают, что на полигонах Северной Кореи стоят еще три или четыре подготовленные к запуску ракеты.
Старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов в беседе с «Временем новостей» заметил, что северокорейский залп имел определенный подтекст -- Пхеньян хотел показать, что ракет в его арсеналах достаточно и их можно даже расстреливать на маневрах. Это был сигнал, что в случае конфликта северянам будет чем ответить противнику. «Ким Чен Ир хочет, чтобы США говорили с ним на равных, ради этого и происходит демонстрация силы. Северокорейский лидер получил желаемое, но не до конца. Запуски привлекли внимание к Пхеньяну, но вместе с тем спровоцировали ужесточение политики в адрес КНДР», -- отмечает эксперт. Константин Асмолов полагает, что ракетную тематику включат в шестисторонние ядерные переговоры, на которых Ким Чен Ир подтвердит мораторий 1999 года на испытание баллистических ракет большой дальности.
Северокорейский ракетный залп наверняка привлечет внимание участников саммита «большой восьмерки», которые соберутся на следующей неделе в Санкт-Петербурге. Для лидеров ведущих индустриальных стран мира эта тема не нова. В августе 2000 года Владимир Путин привез на саммит «восьмерки» на Окинаве предложение Ким Чен Ира прекратить разработку ракет большой дальности в обмен на ежегодный запуск двух-трех северокорейских спутников силами развитых стран. Эта идея вызвала большой интерес. Однако впоследствии Ким Чен Ир признался журналистам, что озвученное в беседе с российским лидером предложение было шуткой.
Александр ЛОМАНОВ