|
|
N°118, 07 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На протезах до орбиты
Правительство утвердило стратегию развития ракетно-космической промышленности до 2015 года
Не успели американцы отметить свой День независимости долгожданным запуском шаттла «Дискавери», который, завалив космодром на мысе Канаверал кусками осыпавшейся теплоизоляции, все же благополучно вышел на заданную орбиту, как российские власти решили доказать заокеанским партнерам, что тоже не лыком шиты. За несколько часов до стыковки челнока с Международной космической станцией российское правительство утвердило Стратегию развития ракетно-космической промышленности Российской Федерации на 2010--2015 годы.
Несмотря на громкое название документа, спасать российскую космонавтику, уже исчерпавшую, похоже, все конструкторские заделы советских времен, предполагается за счет широкой конверсии, или, как теперь принято говорить, «диверсификации» производства.
Отвечая на вопросы журналистов после заседания правительства, глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов подчеркнул, что целью принятого документа является «создание высокотехнологичной отрасли, которая может выдавать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке». В качестве примера он привел Ракетно-космическую корпорацию «Энергия», которая наряду с разработкой пилотируемых космических аппаратов занимается сегодня и «целым спектром медицинских услуг: создает ортопедические приборы для инвалидов, протезы нижних конечностей, инвалидные коляски».
Озадачив экономистов заявлением, что «каждый рубль, вложенный в космическую промышленность, дает 29 руб. эффекта в других областях», г-н Перминов сообщил, что принятая стратегия предполагает увеличение к 2010 году выпуска гражданской продукции на предприятиях космической отрасли с нынешних 20 до 30%.
Что же касается непосредственно космической проблематики, то если в советские времена речь шла о покорении космоса, то в рыночных условиях Российское космическое агентство ставит перед собой другую амбициозную задачу -- вдвое увеличить свое присутствие на мировом рынке космических услуг. «Мы имеем около 11% этого рынка. Наша задача -- к 2015 году иметь в этом секторе не менее 21%», -- заявил г-н Перминов, отметив, что рынок космического туризма и других услуг сегодня оценивается примерно в 20 млрд долларов.
Рассказав о перспективах России на рынке космических услуг, прибылях от продажи конкурентоспособной медицинской техники и государственных инвестициях в космическую промышленность, г-н Перминов стал крайне немногословен, как только речь зашла о программах пилотируемого освоения космоса. «Сегодня Россия занимает одну из ведущих позиций в этой области», -- заявил глава «Роскосмоса», выразив надежду, что «к 2015 году страна будет иметь в этой области твердые позиции». Правда, осталось непонятно, является ли грядущий переход от "одной из ведущих позиций" к "твердым позициям" достижением или, напротив, печальным прогнозом развития пилотируемой космонавтики в России.
Александр ГУДКОВ