|
|
N°117, 06 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Только один рейс у нас вызвал подозрения»
В числе более двадцати стран, где были замечены странные самолеты из США, находится Испания. Однако власти этой страны, у премьер-министра которой Хосе Луиса Родригеса Сапатеро прохладные отношения с президентом Джорджем Бушем, никак не могли санкционировать такие нарушения. Испания ведет сейчас собственное расследование. Об этом, а также о том, чем отличаются отношения Испании с США, с одной стороны, и с Россией, с другой, газете «Время новостей» рассказал Хосе ПОНС, гендиректор по проблемам Европы и Северной Америки министерства иностранных дел Испании.
-- Расследование о «летающих тюрьмах ЦРУ» вызывает головную боль у многих в Европе. Были ли за последние годы какие-то нелегальные рейсы в Испанию?
-- Нет. Ничего такого не доказано. Конечно, американские компании использовали аэропорты в Испании. Но нет доказательств, что были какие-то незаконные рейсы. На наши многочисленные запросы американская сторона неизменно отвечает: ничего незаконного.
-- Но теоретически это возможно?
-- Да, это возможно. Если самолет совершает посадку, имея на это разрешение, то какие тут могут быть дополнительные проверки? Это возможно еще и потому, что некоторые самолеты совершают очень короткие посадки, а пассажиры при этом не выходят.
-- Верите ли вы докладу, подготовленному в Совете Европы швейцарским дипломатом Диком Марти, утверждающим, что незаконные рейсы в Европе, в том числе в Испании, имели место?
-- Нет. Мы считаем, что его доклад базируется на недостоверных фактах. При хорошем воображении можно написать многое, но нельзя на этом строить серьезные отчеты. Марти говорит, что Испания якобы пассивно содействовала нарушениям. Но как можно обвинять в пассивности того, кто вообще не был в курсе происходящего! После начатого расследования только один американский рейс вызвал подозрение у нас в Испании -- это с посадкой на Мальорке более двух лет назад. Этот самолет направился затем в Македонию, в Скопье, где предположительно и был украден гражданин Германии (речь о Халиде аль-Мысри, см. текст рядом. -- Ред.). Этот же самолет потом направился в Багдад, потом в Кабул, был и в Румынии, а потом вернулся в США. Но даже если пассажиры этого рейса и совершили какие-то противоправные действия, то уже после, не в Испании.
-- Как долго пассажиры с этого рейса находились на Мальорке?
-- Дней пять-шесть. Нам известно, в каком отеле они останавливались, что ели, что пили. Если бы у нас была информация, что это агенты ЦРУ, направляющиеся в Скопье, чтобы украсть человека, то мы бы остановили это. Но это были гражданские лица, приехавшие на Мальорку отдохнуть! Сейчас этим делом занимается, как это у нас положено, независимый следователь.
-- И без этого отношения между Испанией и США не очень хорошие. Это так?
-- Не совсем, особенно после того, как в конце прошлого месяца в США побывал министр иностранных дел Испании Мигель Моратинос. Он встретил очень теплый прием со стороны госсекретаря США Кондолизы Райс, которая побывает в Мадриде до конца года. Разногласия были, когда в 2004 году Испания вывела свои войска из Ирака. (После того как в марте 2004 года к власти пришла Испанская социалистическая рабочая партия во главе с нынешним премьером Родригесом Сапатеро. -- Ред.).
-- Но Джордж Буш, посещая Европу в конце июня, даже не заехал в Испанию?
-- Да, личные отношения между президентом Бушем и премьер-министром Испании Родригесом Сапатеро плохие. Они даже по телефону не разговаривают.
-- Проблема возникла только из-за того, что испанский премьер вопреки желанию США вывел войска из Ирака? Или есть другие причины?
-- Ходили слухи, что все началось еще при предыдущем испанском правительстве Хосе Мариа Аснара. В Испании был устроен парад по поводу национального дня (осенью 2003 года. -- Ред.). Сапатеро присутствовал на нем как лидер оппозиции и не встал, когда мимо проносили флаг США. Это было замечено. Дело в том, что Аснар организовал дело так, что на параде (в нем участвовали морские пехотинцы США. -- Ред.) несли флаги тех стран, что воевали в Ираке в составе международной коалиции. А Сапатеро выступал против войны. Через год тогдашний посол США в Испании (г-н Джордж Арджирос. -- Ред.) даже не присутствовал на инаугурации Сапатеро. Но все остальное между Испанией и США развивается нормально: экономические связи, инвестиции, совместная борьба с терроризмом, сотрудничество в Афганистане -- это просто блестяще. Испания находится на пятом месте среди стран, оказывающих помощь Ираку, а по Афганистану мы на четвертом месте среди стран-доноров.
-- Могли бы вы сравнить товарооборот Испании с США, с одной стороны, и с Россией, с другой?
-- С США у нас ежегодный товарооборот около 13 млрд евро, с Россией -- около 6 млрд евро. С Россией у нас очень хорошие отношения, и экономические, и политические.
-- Да, все очень хорошо, за исключением странной истории с генконсульством Испании в Санкт-Петербурге. Оно до сих пор не открыто. И это несмотря на разгар туристического сезона, несмотря на российско-испанские договоренности об этом и несмотря на то, что Россия открыла свое консульство в Барселоне в дополнение к мадридскому.
-- Да, это странная история. Я вообще в ней ничего не понимаю.
-- И все-таки...
-- Для генконсульства нужно здание. Мы сначала обратились в мэрию Санкт-Петербурга с вопросом, могут ли они нам помочь подобрать здание. Ответ был: «Нет, идите на свободный рынок. У нас пока нет ничего». Мы пошли на свободный рынок, нашли хорошее место в центре, уже было подписали все документы. Как вдруг те же российские власти сказали: "Нет, в этом здании нельзя арендовать помещение по соображениям безопасности".
-- Может, из-за того, что по соседству находится представительство США?
-- Но на той же улице есть другие консульства, в том же здании живут другие дипломаты. Ваш МИД пытался нам помочь, но без толку. А мы уже истратили на все эти разбирательства много денег. Очень много. Все это странно, ведь и российским туристам это было бы удобно. Нет, никаких объяснений этому у меня нет.
Беседовала Елена СУПОНИНА, Мадрид--Москва