|
|
N°118, 07 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"У Калининграда на Западе плохая репутация"
В сентябре в Калининград приедет новый генеральный консул Королевства Швеция. Нынешний глава дипломатической миссии Эрик Хаммаршельд готовится сдавать дела. Г-н Хаммаршельд происходит из влиятельного аристократического рода. В числе его предков по отцовской линии много полководцев. Со стороны матери в его жилах течет кровь немецких аристократов династии фон Россен. Ранее он работал в Мексике, США, Швейцарии и Санкт-Петербурге. Перед окончанием своей дипмиссии в России Эрик ХАММАРШЕЛЬД дал интервью собственному корреспонденту «Времени новостей» Вадиму СМИРНОВУ.
-- Господин Хаммаршельд, несколько лет назад в одном из своих первых интервью вы назвали Калининградскую область «экзотичной». До сих пор так считаете?
-- Знаете, экзотики становится все меньше. Советскость, что была раньше, исчезает. Так происходит по всей России, конечно, но в Калининграде это более явно. Город развивается очень динамично, мощными темпами. Вот, например, площадь Победы раньше выглядела... как бы это сказать... как не очень красивая парковка, да! Но теперь она превратилась в европейскую площадь, в настоящий центр города. Строятся новые дороги. Не везде, конечно, но строятся. Появляются супермаркеты и бизнес-центры, их очень много. Наше консульство расположено на улице Кутузова, и мы видим, как окружающие нас особняки реставрируются один за другим. Конечно, это делают в основном богатые люди. Но сам факт...
-- Вы употребили термин «советскость». Что это значит?
-- Я имел в виду некие вещи в быту, в сервисе, которые были присущи только советскому периоду развития вашей страны. Вот, например, недалеко от генконсульства есть столовая. Любопытное место. Я там даже несколько раз обедал. Дешево. Или вот еще интересное -- турбаза. Теперь такого все меньше и меньше.
-- А восприятие Калининграда европейцами меняется? Вы, например, своих друзей в город привозили? Что они говорили?
-- И друзья, и родные приезжали, всем понравилось. Мало того, они были положительно удивлены. У Калининграда на Западе плохая репутация. Но то, что они увидели своими глазами, им пришлось по вкусу. Да, проблемы есть. Но существуют и хорошие стороны, на которые нельзя не обращать внимание. Увы, но зачастую европейские журналисты как раз не обращают. Они приезжают в Калининград, проводят здесь совсем немного времени, а потом появляются статьи, в которых все происходящее в регионе представляется в черном свете.
-- Почему они так поступают? Это случайность, небрежность в работе?
-- Думаю, это предубеждение. Имидж Калининграда испорчен стереотипами: СПИД, плохая экология, коррупция, преступления. А это уже половина статьи. Для того чтобы написать многосторонний материал, требуется немало времени. Гораздо проще сделать или черное, или белое. Увы, но пока больше черного.
-- Наверное, поэтому шведский бизнес не спешит инвестировать в Калининградскую область? Предприятий с капиталом вашей страны здесь удивительно мало...
-- К сожалению, вы правы. Шведские предприниматели до сих пор весьма осторожны. Тех, что уже работают у вас, можно пересчитать по пальцам. И это будут мелкие и средние компании. А крупный бизнес в Калининград не идет. Почему? Да из-за тех же предубеждений. Плюс очень долго ждали новый закон об особой экономической зоне. Последние годы шведских бизнесменов интересовало в Калининграде вот что -- скандал с невозвратом кредита Дрезднер банку, проблемы транзита, Дом советов -- «монстр», памятник Ленину, перспективы ТЭЦ-2, автоквоты. Есть, конечно, компании, которые говорят о своей действительной заинтересованности в рынке Калининграда. Но, знаете, те, кто хотел вести бизнес в России, уже это сделали -- в Ленинградской области, например, или в Москве. Там большие рынки. Очень многие, однако, предпочитают свои дела вести в Прибалтике, Польше или Восточной Европе. Там работать проще, ведь это тоже Евросоюз. Там нет проблем с регистрацией предприятий, нет такой коррупции и бюрократии.
-- Вы говорите, что шведский бизнес долго ждал нового закона об особой экономической зоне Калининградской области. Теперь закон есть. Однако бума скандинавских инвестиций не случилось. Чего вам еще "не хватает"?
-- Я вам приведу один пример. За все годы работы в Калининграде нам так и не удалось реализовать самый, пожалуй, важный проект с участием Швеции -- создание современной городской системы очистки воды. У меня постепенно сложилось впечатление, что с калининградской стороны большого энтузиазма здесь нет. А это, согласитесь, не соответствует желанию местных властей улучшить имидж региона. Потому что экология -- это то, на что сразу обращает внимание потенциальный инвестор. Да даже простой турист! Скажите, кто захочет посетить Калининградскую область, если почти 100% ваших сточных вод вы сбрасываете прямиком в Балтийское море?
|