|
|
N°118, 07 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вызовы ксенофобии
Единственный возможный национализм для России -- "национализм любви"
Вопрос национализма сейчас стоит в центре российской политической жизни: нарастает волна шовинизма и ксенофобии, экстремизм на национальной почве поднимает голову, со стороны русских и со стороны других народов России участились убийства и хулиганские действия на национальной и расовой почве. Простыми заклинаниями о «толерантности», «дружбе народов» и «интернационализме» явно не обойтись.
В настоящий момент Россия живет без идеологии, и этим обстоятельством все активнее пользуются представители ультранационалистических, шовинистических и расистских взглядов. Это явление часто называют «фашизмом», но в отличие от исторического фашизма оно представляет собой не законченную идеологию, а политическую спекуляцию на бытовых чувствах неприязни. Точнее можно назвать это явление «национализмом ненависти», который включает в себя неприязнь к другим национальностям и разжигание на этом основании национальной розни, а также возложение на инородцев и иноверцев ответственности за недостатки в положении "коренного населения".
Проявления «национализма ненависти» лишь с натяжкой можно назвать «фашизмом», так как исторически фашизм, обладая некоторыми из этих качеств, имел еще и развернутую социально-экономическую теорию. Большинство групп, проповедующих «национализм ненависти», при желании легко смогут доказать отличие своих идей от фашизма. В этом заключается двусмысленность борьбы с этим, безусловно, негативным явлением под эгидой антифашизма, который лишь придает формальную осмысленность и связность тому, что пока представляет собой разрозненные хаотические периферийные тенденции. Но при этом совершенно очевидно, что «национализм ненависти» -- явление не просто негативное, но взрывоопасное. Если Россия, будучи многонациональной и многоконфессиональной страной, не предложит внятной и действенной модели национальной политики, она попросту распадется.
Национальная политика России должна дать понять всем народам, где их место в нашей государственности. В такой ситуации у «национализма ненависти» будет выбита основа, а его политическое оформление будет запрещено законодательно. При этом за рамками закона окажется не просто «национализм» как таковой, а его худшие, деструктивные и шовинистические проявления.
Необходимо признание ценности каждого народа перед лицом российской государственности с выделением особой роли русского этноса, исторически являвшегося и остающегося осью державостроительства, культурной, языковой и социальной основой государства. Признание центральности русского народа поставит точку в болезненном чувстве унижения, которое русские испытывают после ряда исторических неудач в последние десятилетия. Но вместе с закономерным признанием заслуг русских следует особо подчеркнуть открытый характер русской культуры и русского этноса, всегда осознававшего себя носителем культурной и цивилизационной миссии всем остальным народам России. В данном случае «национализму ненависти» следует противопоставить «национализм любви» -- как к своему народу, так и к иным народам, солидарным с русскими в их историческом пути.
«Национализм любви» основан на повышенном внимании к истории своего народа, историческим культурным традициям, языку, к передаче новым поколениям традиционных ценностей. Сюда же можно отнести и усиление роли религиозного фактора в воспитании, образовании и формировании морального облика народа. Мобилизация национального самосознания перед лицом угрозы глобализации и универсалистских претензий западной либеральной культуры также является одним из проявлений «национализма любви».
«Национализм любви» выносит понятие «врага» заведомо за дальние пределы российского общества. Все народы России и дружественных нам стран СНГ, а также страны, признающие многополярный уклад мира, оказываются в положении друзей и союзников перед лицом катка глобализации и однополярного мира. Всякий народ, который практикует в самом себе «национализм любви» в отношении самого себя, становится при таком подходе логическим союзником других народов, делающих то же самое в своем собственном контексте.
Строго соблюдая монополию на стратегическое управление всей территорией России, власть должна пойти навстречу многообразию народной стихии, предложив этносам развиваться на основе своих духовных, культурных и правовых традиций -- при строгом запрете навязывания своих правил другим. В такой модели народ признается основным политическим субъектом, добровольным соучредителем самой государственности.
Предлагая национальную политику «государства народов», стоит обратить внимание и на развитие гражданского общества. На этом уровне различия между национальностями должны быть полностью ликвидированы, так как перед лицом государства все его граждане абсолютно равны. Эту модель можно назвать «российским национализмом», в основе которого лежит принцип гражданства. Люди, тяготеющие к участию в федеральных процессах -- властных, культурных, управленческих, административных, -- будут составлять костяк гражданской нации, лишенной каких-то, особенно этнических или конфессиональных, признаков, формирующейся по принципу светскости и строгого равенства каждого перед законом в индивидуальном качестве.
Проблема же мигрантов может быть решена принятием концепции, смысл которой состоит в признании того, что распад СССР был трагической ошибкой и что наши народы снова рано или поздно должны объединиться в едином социально-политическом и экономическом образовании. Народы стран СНГ должны рассматриваться как ближайшие партнеры нашего грядущего объединения.
Если мы будем бороться с националистическим экстремизмом только репрессивными мерами, мы лишь загоним болезнь внутрь. В 2007--2008 годах перед властью встанет вопрос о преемственности курса, и народ потребует предъявить ему этот курс -- вопрос о национальной политике будет поставлен ребром.
В такой ситуации поднимет голову и «национализм ненависти». Очевидно, что «оранжевой революции» в России уже не получится, т.к. популярность западнических ультралиберальных идей сегодня близка к нулю. А вот бытовая ксенофобия, напротив, чрезвычайно распространена.
Одержать победу над болезненным, разрушительным и провокационным национализмом может только национализм здоровый, созидательный и жизнеутверждающий. Национализм любви, соучастия и взаимного уважения различных наций, религий и культур.
Александр ДУГИН, философ, культуролог