Время новостей
     N°117, 06 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.07.2006
Грязные полеты
Евродепутаты рекомендуют взимать с европейской авиации экологический сбор
Европейский парламент большинством голосов рекомендовал ввести в странах Евросоюза специальный налог на авиационный керосин и включить авиакомпании в континентальную схему торговли квотами на выброс углекислого газа. Решение не имеет прямого юридического действия, но может стимулировать принятие соответствующих законов на национальном уровне. Понятно, что в случае реализации оно вызовет скачок цен на авиабилеты и приведет к еще большим экономическим потерям. Европейские авиакомпании и их профессиональные ассоциации уже заявили, что намеченные меры противоречат экономическим реалиям. Авиакомпаний, базирующихся за пределами ЕС, рекомендация Европарламента пока не касается.

С инициативой усилить борьбу против загрязнения окружающей среды гражданскими самолетами выступил в сентябре прошлого года исполнительный орган ЕС -- Еврокомиссия. Она предложила, во-первых, ввести налог на авиакеросин, во-вторых, обязать авиакомпании платить налог на добавленную стоимость (пока авиаперевозчики в Европе от него освобождены) и, в-третьих, включить авиакомпании в систему торговли квотами на выбросы (Киотский протокол, которым регулируется эта система в мировом масштабе, не распространяется на воздушный транспорт).

Проект аналогичной по смыслу резолюции внесла на рассмотрение коллег-законодателей депутат Европарламента от британской партии «зеленых» Кэролайн Лукас. Одобрение этой резолюции подавляющим большинством членов Европарламента не означает немедленного введения налогов и квот. Однако оно свидетельствует о том, что европейские законодатели готовы поддержать будущие законы о воздействии воздушных перевозок на окружающую среду.

Резолюция, предложенная г-жой Лукас, касается только авиаперелетов, совершаемых внутри ЕС. То есть иностранные авиакомпании, летающие туда, в том числе и российские, могут пока вздохнуть с облегчением (впрочем, кто знает, надолго ли?).

Для авиакомпаний ЕС предлагается создать специальную, отдельную от других отраслей промышленности систему торговли квотами на выбросы. Запуск этой системы будет означать, что активно летающие, развивающиеся авиакомпании вынуждены будут покупать квоты у других, менее динамичных. Вместе с введением новых налогов (на топливо и НДС) это обещает сильно ударить по авиатранспортному бизнесу, который и без того традиционно имеет невысокую рентабельность.

«Это не очень разумный шаг, -- заявил вчера «Времени новостей» попросивший об анонимности сотрудник немецкой авиакомпании Lufthansa. -- Он может ограничить конкурентные преимущества европейских авиакомпаний и, напротив, создать такие преимущества для неевропейских». По мнению представителя Lufthansa, целесообразнее было бы обратить внимание не на государственное регулирование проблем вредных выбросов, а на расширение существующей аэродромной инфраструктуры. «Известно, что самолеты больше всего загрязняют атмосферу тогда, когда кружат над аэродромом в ожидании очереди на посадку, -- отметил он. -- Ежегодно из-за таких очередей самолеты Lufthansa непродуктивно сжигают столько топлива, сколько хватило бы на 11 перелетов из Франкфурта-на-Майне в Нью-Йорк».

Другим разумным направлением деятельности Lufthansa считает повышение топливной эффективности современных самолетов. «В 1991 году наша компания в среднем тратила на перевозку одного пассажира на 100 км 6,2 литра топлива, а в 2005 году -- только 4,4 литра. Внедрение новых лайнеров типа А380 позволяет надеяться, что улучшение этого показателя продолжится», -- подчеркнул представитель компании.

В отраслевых ассоциациях согласны, что рекомендация Европарламента -- это совсем не то, что нужно отрасли. «Любой подход к авиации и окружающей среде, предусматривающий одновременное введение налогов на авиационное топливо, НДС на авиабилеты, экологических сборов в аэропортах и схемы торговли квотами на выбросы, абсолютно игнорирует экономические реалии», -- заявила генеральный директор Международной ассоциации воздушных перевозчиков (IACA) Сильвиан Люст. Другое объединение авиакомпаний -- Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) -- подчеркнуло, что не следовало бы разворачивать отдельную европейскую борьбу против авиационных выбросов в то время, как в рамках действующей при ООН Международной организации гражданской авиации (ICAO) идет поиск глобального решения этой проблемы. IATA также напомнила, что мировая авиация ответственна за выброс всего 2% газов, которые, как считается, создают «парниковый эффект».

Российские авиаторы, летающие в Европу, пока сохраняют спокойствие. «До нас эти движения дойдут не скоро, -- заявили «Времени новостей» во второй по объемам перевозок авиакомпании России S7 (бывшая «Сибирь»). -- Вероятность введения новых норм для компаний -- нерезидентов ЕС в обозримом будущем мы считаем минимальной».

Михаил КУКУШКИН