|
|
N°117, 06 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Существует ли тот контингент?"
Госдума приступила к налоговой амнистии
Депутаты Госдумы вчера приняли в первом чтении законопроект об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами, а проще говоря, о налоговой амнистии. Вопросов к документу, инициированному лично президентом России, по-прежнему больше, чем ответов.
Идея провести налоговую амнистию возникла в связи с прошлогодним посланием президента, заявившего, что необходимо сделать так, чтобы деньги российских граждан не пылились в заграничных банках, а работали на российскую экономику. Законопроект писали практически год, проблемы возникли практически сразу: подводить ли под амнистию имущество или только деньги, насколько амнистия будет уходить «вглубь» (то есть вопрос срока давности) и какие гарантии должны быть даны гражданам, задекларировавшим в упрощенном порядке свои доходы.
Закон освободит от какого бы то ни было преследования -- налогового или уголовного -- граждан, отчитавшихся по упрощенной системе за доходы прошлых лет, постарался уверить вчера депутатов заместитель министра финансов Сергей Шаталов. По его словам, если гражданин в течение девяти месяцев после вступления закона в силу заполнит декларацию и уплатит 13-процентный налог, то взамен получит свидетельство о том, что в пределах указанной суммы освобождается от штрафов, пеней и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. Происхождение и форму размещения легализуемого капитала указывать при этом не потребуется.
Растягивать амнистию на несколько лет в Минфине считают нецелесообразным, так как это может привести к «размыванию» воздействия. Если ранее правительство рассчитывало, что закон вступит в силу с 1 июля 2006 года, теперь стало ясно, что документ скорее всего окончательно будет принят лишь осенью.
Депутаты минфиновской версией законопроекта оказались недовольны. Самые острые вопросы о гарантиях дальнейшего нераспространения декларационной информации и глубине проверок Минфин прояснить так и не может. Ровно так же, как не в состоянии четко сформулировать, каким образом задекларировать в упрощенном порядке, к примеру, купленный дом.
"Поданные гражданами декларации не могут быть использованы в контрольной работе налогового ведомства, как написано в законопроекте, но это не помешает интересоваться содержимым деклараций органам внутренних дел, прокуратуры и ФСБ", -- заявил содокладчик по законопроекту, заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. В нынешней версии законопроекта под амнистию подпадает всего лишь один год, считает он. Исходя из того, что срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года, амнистия будет распространяться на налоги, не уплаченные гражданами лишь в 2003 году (2007-й минус три года плюс текущий).
«Если закон будет рассчитан на тех, кто вывез некогда деньги из страны и жаждет ввезти их обратно, то прежде всего стоит задуматься, существует ли тот контингент, кто воспользуется амнистией», -- говорит г-н Макаров. "Мало того, что эти доходы могут быть легко легализованы под те же самые 13% в рамках ежегодной декларационной кампании, можно при желании основать фирму и оформить эти деньги как дивиденды, проведя их под 6-процентное налогообложение", -- поясняет он.
Судя по намерению депутатов радикально переписать законопроект ко второму чтению, налоговой амнистии россиянам придется ждать еще долго. В любом случае, если не появится весомых аргументов в пользу безопасности этой затеи для рядовых граждан и декларировать доходы придет «три с половиной человека», как опасаются эксперты, идея налоговой амнистии будет дискредитирована. А другого шанса «подвести черту» под временем налогового беспредела, государство не получит.
=======================================================
Атака на Швейцарию
Список стран, в той или иной форме проводивших амнистию, включает Аргентину, Бельгию, Индию, Ирландию, Италию, Пакистан, Филиппины, Францию, ЮАР. Не всегда проведение амнистии приносило ожидаемые результаты, но есть и положительные примеры. Классическим примером успешной амнистии считается амнистия в Ирландии 1988 года, когда собранные средства составили 2,5% ВВП -- более чем достаточно, чтобы покрыть бюджетный дефицит того года.
В США регулярно проводятся амнистии на уровне отдельных штатов. С 1982 по 1997 год 35 штатов провели в жизнь различные варианты налоговых амнистий. Как показывает статистика, успех был наибольшим при сочетании амнистии с усилением ответственности за дальнейшую неуплату налогов. Однако на федеральном уровне в США амнистия так и не было проведена, так как эксперты подсчитали, что в долгосрочной перспективе это уменьшает добросовестность плательщиков.
Налоговая амнистия в Италии оказалась серьезным ударом по швейцарским банкам, лишив их значительных средств. Итальянцы начали активно репатриировать деньги на родину.
Правительство Мальты объявило о продлении налоговой амнистии, что объясняется успехом предыдущей программы, в результате которой около 700 млн долл., инвестированных ранее мальтийцами за рубеж в нарушение валютного законодательства, было возвращено на Мальту.
Амнистия капиталов в Казахстане длилась всего 20 дней. За это время те, кто легализовал капиталы и перечислил их на спецсчета казахских банков, освобождался от налогов вообще. Власти рассчитывали получить 500 млн долл., реально получили 480 млн, более 80% из них -- наличными.
Ирина СКЛЯРОВА