|
|
N°116, 05 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лики в старомодных конвертах
Экспозиция «Каллас, или Искусство самоинсценирования» в Европе
Про Каллас меломаны, в том числе русские, знают, кажется, все. И удивить их выставкой про Каллас может разве что тот, кто обладает искусством экспонировать общеизвестное в каком-то новом ракурсе. Именно эта надежда и манила почитателя Каллас в залы Немецкого театрального музея в Мюнхене, скрывшегося под итальянскими колоннадами в глубине Хофгартена. А теперь -- в Венский музей истории искусств, куда выставка переехала из Мюнхена. Конечно, вторая часть названия выставки -- «Искусство самоинсценирования» -- настораживает, потому что мы все, конечно, знаем, что Каллас в один прекрасный день сама себя инсценировала как Примадонну, стала стильной и элегантной, шикарной и дерзкой, но в этом ведь заключена совсем не вся Каллас. Куратор выставки Гунна Вендт самим названием сузила горизонты поиска. Но может быть, в реальности выставка содержательнее?
При входе в музей вы можете купить разные книги и фотографии сегодняшних и вчерашних актеров. Фотографии эти хранятся здесь в самом допотопном виде -- в побуревших от времени конвертах, тесно расставленных по алфавиту в коробках. Вы понимаете, что я рассказываю вам это не ради праздного любопытства. В старомодности этих конвертов ключ к принципам экспонирования на этой выставке. Как только видишь первый зал, понимаешь: это очень несовременная экспозиция. И рассчитана эта выставка на тех, кто про Каллас наслышан и, так сказать, хочет познакомиться с ней поближе. Между тем как любое большое произведение искусства хорошая выставка обязана воздействовать на зрителя самых разных уровней, и достичь этого можно только одним путем -- не быть банальной.
Спору нет, приятно подолгу рассматривать увеличенные фотографии дивы, которые ты уже хорошо знаешь, увлекательно открывать новые фотографии, на которых обожаемая тобою певица предстает в новом ракурсе. Невредно в энный раз посмотреть видеозаписи интервью и фрагментов из концертов, полезно снова и снова смотреть кадры из «Медеи» Пазолини, смаковать детали движений во втором акте «Тоски» с участием Тито Гобби. Понятное дело, впечатляют и роскошный кроваво-красный костюм, и блистающие украшения для того же второго акта «Тоски», и концертное платье. Вызывают интерес и эскизы платьев от Biki Alta Moda с комментариями Каллас, и фотографии Каллас на примерках. Бросается в глаза разница между толстой, «допримадоннской» Каллас и Каллас «самоинсценированной». Наводит страх комнатка в конце экспозиции, где в полутьме стоят три манекена в костюмах Нормы, со стены смотрит огромный портрет Дивы в ее коронной роли и где приглушенно звучит Casta diva. Но в общем и целом выставка производит какое-то жалобное впечатление. Что-то в ней есть снижающее, слащаво-смакующее и одновременно по-мещански нивелирующее.
Утешает каталог, сделанный той же Гунной Вендт. Там много хороших текстов самого куратора, в которых нет и тени атмосферы выставки: все дельно, стильно, хорошо сказано. И многочисленные фотографии «играют» гораздо больше, чем на выставке. Что говорит о том, что хорошо знать Каллас -- еще не гарантия того, что ты сделаешь о ней хорошую выставку. Потому что есть особое искусство -- искусство красиво и стильно экспонировать.
Алексей ПАРИН