Время новостей
     N°116, 05 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2006
Правила деления
Центр готов обсуждать передачу регионам части финансовых полномочий
Возможно, межбюджетные отношения в Российской Федерации ожидает новая реформа или как минимум серьезная корректировка. Такой вывод напрашивается из вчерашнего заявления первого вице-премьера Дмитрия Медведева в Совете Федерации во время заседания Совета законодателей. Как отметил первый вице-премьер, крен в межбюджетных отношениях в сторону центра -- «это существующая оценка сегодняшней ситуации». «Я не готов дать легкого ответа, что в течение трех месяцев все пересмотрят и, допустим, сделают какую-то иную пропорцию, но этим надо заниматься, если мы хотим по-настоящему вытащить нашу социальную сферу, да и другие сферы нашей жизни», -- сказал г-н Медведев.

Фактически речь идет о признании того, что выстроенная вместе с вертикалью власти бюджетная вертикаль резко сократила возможности регионов повышать уровень и качество жизни населения. Тем более что при нынешней практике возможны просто вопиющие случаи. Например, перерегистрация купленной "Газпромом" нефтяной компании "Сибнефть" в Петербурге в одночасье лишила ходившую в донорах Омскую область 59% доходной части бюджета. Возмещать эти средства придется из бюджета федерального.

В федеративном государстве создана по сути унитарная бюджетная система. Изменения в межбюджетных отношениях, произведенные в последние годы, резко усилили роль центра в финансовом благосостоянии регионов. Именно из Москвы субъекты федерации через различные федеральные фонды получают огромные суммы, позволяющие им платить зарплаты бюджетникам, пенсии, пособия и т.д. Причем сначала эти деньги, собранные в виде налогов в регионах, изымаются в центр (по некоторым оценкам, до 65% налоговых поступлений уходит в федеральный бюджет). В правительстве всегда объясняли «повышенное внимание» к собранным в регионах налогам необходимостью обеспечить выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов федерации: страна большая, регионы разные, а потому более богатые (где больше ресурсов, лучше природные условия и т.д.) должны поддерживать бедных. Такая система вызывала и вызывает массу нареканий. Причем как в регионах-донорах, так и в регионах-реципиентах. В частности, говорится о том, что она лишает местное руководство стимулов искать новые источники дохода, развивать собственную налоговую базу, то есть предпринимательство. «Бедные» губернаторы сомневаются, зачем все это делать, если денег и так дадут, «богатые» -- с какой целью зарабатывать еще больше, если львиную долю заработанного все равно отберут. К тому же бюджетную инициативу губернаторов сильно поубавил переход от всенародных выборов глав регионов к их назначению. Теперь губернатор отчитывается не перед избирателями, а прежде всего перед тем же федеральным центром в лице президента.

Как бы то ни было, система выстроена. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений на 2006--2008 годы подписана премьером и одобрена президентом в апреле нынешнего года. Вчера г-н Медведев упомянул о ключевой задаче этого документа. «Перед нами стоит сложная задача -- в разы повысить эффективность бюджетных расходов как на федеральном, так и на региональном уровне», -- сказал он.

Однако, возможно, в правительстве постепенно складывается понимание того, что межбюджетные отношения не очень отвечают реалиям. «Нынешнюю систему межбюджетных отношений начали проектировать с целью противодействия центробежным тенденциям в государстве. Ресурсы концентрируются в Москве, а нагруженные социальными обязательствами губернаторы уже не могут действовать самостоятельно, например, объявить какую-нибудь Волго-Вятскую республику», -- комментирует "Времени новостей" ситуацию Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Но сегодня ситуация принципиально иная: региональные руководители не выбираются, а назначаются, другие органы власти в регионах также формируются зачастую с участием федерального центра, за властями субъектов бдительно следят структуры, подчиненные полпредам президента в федеральных округах, наконец, создана единая казначейская система. В результате, по мнению эксперта, межбюджетные отношения перестали играть роль одной из важнейших составляющих укрепления вертикали власти. Теперь одна из основных задач финансовых взаимоотношений центра и регионов (в условиях перехода со сметного на проектное бюджетное финансирование, то есть перевода министерств и ведомств на планирование расходов под конкретные результаты) -- способствовать реализации масштабных проектов.

Четыре проекта, как известно, объявлены президентом национальными (здравоохранение, образование, сельское хозяйство, жилье). Проекты хотя и реализуются в регионах, но финансируются и контролируются из Москвы. А потому и вся ответственность в понимании населения лежит на федеральном центре. Даже если «начудили» местные руководители.

«Сегодняшняя система делает федеральный центр заложником бардака в регионах», -- отмечает г-н Белоусов. А ведь, как сказал вчера Дмитрий Медведев, «роль регионов в реализации национальных проектов основная, и она будет только возрастать». Поэтому, говорит эксперт, «обсуждается идея повышения бюджетной автономии регионов, в том числе за счет перераспределения в их пользу доходов, чтобы они решали поставленные задачи за свои деньги». В этом случае регионы будут нести большую ответственность за общенациональные проекты, а потому и заинтересованность в их успешной реализации в городах областного и республиканского значения повысится.

Впрочем, заместитель директора Центра фискальной политики Александр Дерюгин не видит, за счет перераспределения каких налогов можно увеличить доходную базу регионов. Дело в том, объясняет он, что сегодня нет налогов, которые можно было бы передать регионам безболезненно для бюджетной системы страны в целом. По его словам, налоги, которые более или менее равномерно собираются по всей территории России, и так идут либо в региональные, либо в муниципальные бюджеты (например, подоходный налог).

В качестве возможного варианта г-н Дерюгин видит замену НДС, большая часть которого направляется в федеральный бюджет, на налог с продаж, который оставался бы в регионах, как это и было до его отмены в 2004 году (тогда регионы потеряли более 60 млрд руб. доходов). Напомним, что пятипроцентный налог с продаж был введен в середине 1998 года в качестве компенсации региональным бюджетам за упразднение 17 других местных налогов. «Это (введение налога с продаж. -- Ред.) было бы единственной реальной возможностью увеличения налоговых доходов региональных бюджетов», -- убежден Александр Дерюгин.

Михаил ВОРОБЬЕВ