|
|
N°116, 05 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Собственность на власть
Губернатор Иркутской области ведет войну с региональным парламентом
В России еще возможны оппозиционные региональные парламенты. Губернатор Александр Тишанин отказался подписать закон «О внесении поправок в устав Иркутской области», усиливающий контрольные функции законодательного собрания региона.
С инициативой об усилении контроля регионального парламента над областной администрацией выступили 17 депутатов. Они предложили губернатору согласовывать с заксобранием не только кандидатуру своего первого заместителя, но и шести руководителей органов исполнительной власти -- по управлению финансами, госсобственностью, по социальной защите населения, лесопромышленному комплексу и охране окружающей среды. Кроме того, согласно новому закону губернатор обязан ежегодно отчитываться перед парламентариями об итогах работы за год, мэры муниципальных образований лишаются права законодательной инициативы, а постоянные комиссии законодательного собрания, напротив, ею наделяются.
Естественно, авторы законопроекта предусмотрели и возможность выражения депутатами недоверия тем руководителям подразделений обладминистрации, назначение которых они согласовывали. При этом одна и та же кандидатура может быть представлена на утверждение парламенту не более двух раз. На сессии законодательного собрания в мае за принятие этих поправок проголосовали 35 депутатов из 38, присутствовавших на сессии. Тогда спикер Виктор Круглов заявлял, что никакой войны между исполнительной и законодательной властью в регионе нет. По его словам, принятие закона «О внесении поправок в устав» является частью договоренности с иркутским губернатором. Тем не менее г-н Круглов не исключал возможности того, что губернатор все-таки откажется подписать закон.
В итоге так и получилось. По словам руководителя администрации губернатора Сергея Некрасова, в документе, принятом на сессии и в том, что был прислан на подпись главе региона, есть разночтения, которые не позволяют Александру Тишанину подписать закон. Кроме того, по мнению областных чиновников, закон противоречит нормам федерального законодательства, фактически подчиняя исполнительную власть законодательной. Сам г-н Тишанин на одном из брифингов весьма резко высказался по поводу этого законопроекта: «У каждой структуры свои задачи, -- заявил он. -- Мое дело -- кто, как и по сколько часов будет работать в обладминистрации».
Между тем в законодательном собрании уверены, что губернаторское вето будет преодолено так же успешно, как предыдущие, и называют обвинения в несоответствии текстов документов друг другу «профанацией». Вето губернатора на закон о внесении изменений в устав будет рассмотрено на сентябрьской сессии областного парламента.
Отношения иркутского губернатора и регионального парламента не сложились с первых дней его работы главой региона. Рекомендованный на пост губернатора президентом России начальник Восточно-Сибирской железной дороги не сумел найти с депутатами общий язык. Вначале он пригласил на должность первого заместителя главы администрации региона (кандидатура на эту должность должна быть согласована депутатами согласно действующей редакции устава) руководителя Тракторозаводского района Челябинска Юрия Параничева, затем провел ряд столь же неожиданных назначений. В итоге депутаты проголосовали против назначения г-на Параничева на должность первого зама, рекомендовав губернатору, прежде чем принимать такие решения, провести консультации с парламентом. Тем не менее после двух месяцев работы в качестве и.о. первого заместителя Юрий Параничев был утвержден в должности.
Главным вопросом, мнения по которому у г-на Тишанина и спикера парламента Виктора Круглова не совпали, оказалась газификация Иркутской области. Губернатор уверен, что оператором газификации должно стать ОАО «Газпром». В свою очередь «Газпром» заявляет, что в этом случае разработка Ковыктинского газоконденсатного месторождения должна начаться не ранее 2015 года. Между тем г-н Круглов уверен, что газифицировать область необходимо в соответствии с планом ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» (ВСГК создана на паритетных началах ТНК-ВР и областной администрацией).
Своим первым вето -- отказом подписать закон о прогнозном плане приватизации на четвертый квартал 2005 года -- губернатор Тишанин попытался остановить внесение в уставный капитал ВСГК 11,29% акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз» в качестве отплаты допэмиссии газовой компании, мотивировав свое решение тем, что на момент передачи цена акций была сильно занижена. Когда все комитеты законодательного собрания, рассмотрев замечания губернатора, приняли решение голосовать за преодоление вето, г-н Тишанин отозвал его.
Идея внести изменения в устав Иркутской области, усилив контролирующие функции законодательного собрания, была озвучена спикером парламента на одной из пресс-конференций. Формальным поводом для корректировки устава, по словам г-на Круглова, явилась изменившаяся политическая ситуация, в которой губернатор в большей степени ответствен перед рекомендовавшим его президентом, но не перед населением области. «Мы должны ответить на вызов времени», -- заявил тогда спикер. Между тем именно в это время сотрудники областной администрации -- члены совета директоров ВСГК -- блокировали решение руководства компании взять заем на строительство трубопровода от «Ковыкты» до ОАО «Саянскхимпласт» (принадлежит ЗАО «Ренова», Виктор Круглов -- бывший гендиректор "Саянскхимпласта").
Ирина ОРЛОВА, Иркутск