|
|
N°116, 05 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Никого не волнует, как композитор относится к фильму»
Андрей Дергачев, автор музыки к "Возвращению"
Автор потрясающего саундтрека к феноменальному артхаус-проекту "Возвращение" Андрей Дергачев говорит, что часто в кино или на сериалах композитор попадает в такую ситуацию: "Режиссер сериала говорит "мне вот здесь нужна тема любви". И все, и композитор пишет эту самую "тему любви". Там нет пространства, никого не волнует, как композитор относится к фильму, сюжету, какие у него музыкальные вкусы и эстетические предпочтения".
Недавно культовый германский лейбл ECM переиздал саундтрек к фильму "Возвращение". Это довольно нетипичная киномузыка, эдакий разреженный минималистичный "психодел". Сочинил столь притягательную штуку не композитор и даже не музыкант; Андрей Дергачев -- звукорежиссер. "Там ничего сложного нет, -- признается Андрей, -- вообще никаких сложных партий. Сэмплер и долгое-долгое редактирование. В одном треке играет дудук -- тоже сэмплированный, мелко порезанный и разложенный на три дорожки. Для саундтрека я написал одну вещь, которой нет в фильме, и добавил шум проходящих поездов, при том, что в фильме был всего один отголосок поезда, в последнем кадре, и его было еле слышно. Мы решили взять этот звук за основу и пустили по всему саундтреку: так ярче проявилось ощущение некой цельности и последовательности музыки, лишенной того, для чего она создавалась -- изображения".
Сотрудничество Дергачева и Звягинцева нетипичный для большого кино пример взаимодействия композитора и режиссера. Учитывая, что "Возвращение" -- артхаусный проект от режиссера-дебютанта и композитора, который до этого фильма мало что сочинил. Дергачев рассказывает, как сошлись звезды: "Для меня это был первый опыт сочинения для кино, и пока последний. Общей идеи как таковой не было. Нужно сказать, что был всего лишь один кусок, который писался конкретно под сцену и под изображение: кульминационная сцена, где Иван убегает от отца и взбирается на вышку. Там был нужен некий звук, не музыкальный, а почти саунд-дизайн. Мы сидели с Андреем (Звягинцевым. -- А.Б.) и все это вместе «вырисовывали». Ну и еще музыка на финальных титрах, где нужен был определенный хронометраж. Все остальное я сочинял без изображения. Одна вещь была написана до фильма -- это как раз тема, которая звучит на начальных титрах. Я ее сочинял просто так, для себя, но она очень понравилась Андрею. Надо сказать, что значительная часть музыки была написана еще до того, как они уехали снимать. Причем когда я прочитал сценарий, описанное там мне совершенно не понравилось: я не мог представить, как это будет выглядеть на экране. Тогда мне казалось, что все будет брутально и бессмысленно (смеется). Но у меня всегда так, когда я сценарии читаю. Там было много цитат, символики, а я не поклонник символизма. Но потом я начал беседовать с Андреем и понял, что нас беспокоят одни темы, одни вопросы. Раз это так, значит, можно писать музыку, которая мне нравится. Сверхзадачи у меня не было, никто мне ничего не говорил. Я вообще не знал, как и что там должно быть. Я, конечно, догадывался, что существует музыка для кино и не для кино. Так что я сочинял, сочинял, а потом просто убирал то, что «не для кино». Я медленно пишу, мне это сложно. Для меня саундтрек не имеет того важного значения, как для многих меломанов, которые восхищаются: о, музыка для кино! А я считаю -- было бы кино... Как говорил мой знакомый звукооформитель, "не бывает хорошего звука в плохом кино". Правильно, не бывает такого: фильм -- фигня, зато саундтрек хороший. Поэтому я не рвусь писать для жанрового кино. Сейчас собираюсь работать в качестве звукорежиссера в новой картине Андрея Звягинцева. С музыкой в этом фильме пока не все ясно. А может быть, вообще без музыки обойдемся".
|