Время новостей
     N°116, 05 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2006
«Оркестр в кино -- это хороший тон»
Юрий Потеенко, композитор «Ночного» и «Дневного дозора»
Композитор с консерваторским образованием и обширным музыкальным опытом, Юрий Потеенко знает разницу между киномузыкой и просто музыкой, так как успешно занимается обоими жанрами. В советское время он написал «три коротенькие оперы по рассказам Чехова» а также цикл романсов на стихи русских лириков конца XIX века, и даже мюзикл. Юрий и сейчас много работает в академическом жанре. Например, в разное время делал по заказу дирекции Большого театра новые оркестровые редакции партитур "Руслана и Людмилы" Глинки, "Хованщины" Мусоргского, сейчас заканчивает новую оркестровку Пуни "Дочь Фараона" для Большого, спектакль, который в июле будет показан в лондонском Ковент-Гарден. У него также есть опыт работы с режиссерами-документалистами: «И в документальных лентах, и в художественных у саундтрека одинаковые задачи, соответственно работа композитора одна и та же». Потеенко считает, что в киномузыке есть широкое пространство для маневра: "Один кадр, одно действие, можно музыкой описать по-разному. Скачущую лошадь можно озвучивать как малым барабаном, так и плавным поющим голосом. Тем более если эта бегущая лошадь снята в рапиде".

"Очень приятно, что наконец наступило время, когда хорошим тоном стало писать оркестр в кино, -- говорит Юрий. -- Раньше режиссеры говорили: зачем нам эти симфонии, у нас же современное кино! У нас постоянно ругают американское кино, но, кстати, именно американцы дали понять всему миру, что оркестр в кино -- это хорошо. Американцы никогда не обходились без оркестра, причем не только в блокбастерах, но и в лирических картинах -- серьезных, я имею в виду, не в комедиях." Потеенко считает, что американцы возвращают нам наше: "Собственно, вся американская киномузыка опирается на русскую классику: в первых рядах -- Мусоргский, Чайковский, Рахманинов и, конечно, Стравинский. Интонационно, эмоционально и технологически всему их "научили" русские композиторы. За такую пропаганду нашей музыки американскому кинематографу надо сказать спасибо.

Потеенко писал саундтрек для обоих "Дозоров", и он знает, от чего зависит успех или неуспех киномузыки. Нюансов -- масса. Необходимо создать атмосферу, чтобы музыка не мешала, но при этом главная тема должна «ложиться на ухо», а также требуется, чтобы у каждого героя и эпизода был свой мотив, который перекликается с главной темой. Безусловно, нужен современный звук (учитывая Dolby, которым оснащено большинство кинотеатров), и современные аранжировки.

"Написание саундтрека всегда начинается по-разному, -- рассказывает Юрий Потеенко о тонкостях творческого процесса кинокомпозитора. -- Не обязательно сразу читать сценарий -- я лично сценарии читал очень давно. Лучше побеседовать с режиссером, выяснить характер героя, сюжет и жанр ленты. Потом начинаешь генерировать музыкальный материал. С «Дозорами» вообще было просто -- там был отснятый материал, который можно было посмотреть и понять, о чем речь. А самое сложное и ответственное -- это поиск главной музыкальной темы. Когда находится тема, повествующая о том же, о чем и фильм, делается вся остальная работа".

"У меня есть личное отношение к качественным блокбастерам, -- признается он. -- И оно положительное. Я вообще люблю кино и музыку в кино. Музыкальное произведение самостоятельно -- в нем самом есть сюжет, главная тема, кульминация, динамика, а в кино оно должно давать только одно: эмоцию. Подчеркивать то, что уже есть в кино, и не "забивать" своей индивидуальностью. Киномузыка в каком-то смысле кастрированное искусство: есть только те элементы, которых нет в картинке. Обратите внимание, сегодняшняя киномузыка -- это минимум тематизма, минимум мелодического движения -- все это отвлекает. Возьмите любой саундтрек: там все медленное, тягучее, и ничего не происходит. Хотя в кино вам это скучным не кажется!"

//  читайте тему  //  Музыка