|
|
N°115, 04 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умер режиссер Валерий Огородников
Ему еще не исполнилось 56 лет, он был режиссером среднего поколения, от которого все еще чего-то ждали. Валерий Огородников очень не любил, когда его называли режиссером «питерской школы», нет такой школы, говорил он, хотя на посторонний взгляд был типичным представителем питерской культуры: начитанный, уязвленный, требовательный, бескомпромиссный, с высокими идеалами и ранимой душой. Характер у него был совсем не простой, и конфликты случались часто. С Валерием Приемыховым, чей сценарий для «Взломщика», он, по его собственному признанию, переписал полностью. И со сценаристом Ираклием Квирикадзе, который даже снял свою фамилию с титров фильма «Бумажные глаза Пришвина». Огородников упрямо хотел снимать такое кино, которое он считал важным, -- магический реалист, так называл он себя.
Сняв в 1987 году фильм «Взломщик», где одну из главных ролей сыграл Константин Кинчев, Огородников одним из первых открыл тему ленинградского андеграунда, питерской рок-культуры, хотя сам он говорил, что для него куда важней была тема отношений двух братьев, и вдохновлял его вовсе не рок, а скорее Достоевский.
Получив за «Взломщика» приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции и еще несколько менее престижных призов, Огородников в 1989 году смог снять «Бумажные глаза Пришвина», сюрреалистическое кино про начало телевизионной эры с размытыми границами между явью и вымыслом. Этот фильм также пользовался успехом на международных фестивалях, в отличие от следующей картины «Опыт бреда любовного очарования» (1991), перекладывающей на современный лад историю Ромео и Джульетты.
Следующий фильм Огородникова был задуман как простая, внятная история, основанная на впечатлениях от собственного детства на Урале и на произведениях писателя Виктора Петрова. В маленьком поселке Сатка, где происходит действие «Барака», недавно закончившейся войной пронизано все пространство, ею определяются и человеческие отношения его обитателей. Фильм понравился, его удостоили Госпремии, наградили тремя «Никами», а также «Серебряным леопардом» на фестивале в Локарно. Но проката у картины практически не было, зритель в это время в кино ходил совсем на другое, и «Барак» довольно скоро оказался забыт, несмотря на то, что его четырехсерийную телевизионную версию показали на канале «Россия».
Последней работой Огородникова стал снятый в 2004-м году фильм «Красное небо, черный снег», продолжающий тему «Барака», где снова был военный быт (на этот раз действие разворачивалось во время войны), ретростиль, хорошие актеры, подробные отношения (возможно, слишком подробные: Огородников снял материал для восьмисерийного телевизионного кино, и из него уже кроил свою киноверсию, и что-то не срасталось). По стечению обстоятельств судьба этого фильма не сложилась, он практически не попал в прокат, его миновали экспертные оценки, и фактом оживившейся было кинематографической жизни страны он так и не стал.
Огородников собирался снимать «Взломщика-2», думал о «Преступлении и наказании», мечтал о кино авторском, сложном, философском. Кино для него было значительно больше, чем ремесло, чем просто профессия, он говорил, что счастлив тем, что «смог в кино восстановить прошлое, предков. Напрямую причем. Знаете, Федоров в своей «Философии общего дела» писал, что когда-то человечество достигнет такого технического уровня, что будет способно восстанавливать предков». Тема воскресения была для него не случайной, он много и часто к ней возвращался, и был уверен, что «мечта Н. Федорова о восстановлении отцов и переселении воскресших поколений на другие планеты -- все ближе и ближе! Главное верить в это!» Теперь ему остается только ждать.
Алена СОЛНЦЕВА