|
|
N°115, 04 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пат по-мексикански
Два кандидата считают себя президентами
Президентские выборы в Мексике, прошедшие в воскресенье, завершились патовой ситуацией. По предварительным данным, на первое место выходит представитель правых 43-летний Фелипе Кальдерон -- кандидат от правящей консервативной Партии национальное действие (ПАН) и бывший министр энергетики. Он опередил кандидата от левой Партии демократической революции (ПДР) бывшего мэра Мехико 52-летнего Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, лидировавшего в соцопросах накануне голосования. Хотя подсчет голосов еще не завершен, оба претендента уже празднуют победу.
«Благодарю народ Мексики за поддержку и сообщаю, что мы победили с разницей в как минимум 500 тыс. голосов», -- заявил Обрадор. По его данным, он опередил конкурента на 1,3%. «Согласно подсчетам федерального избирательного института (ФИИ), выборы выиграли мы с разрывом в 2,5--4%», -- заявил Кальдерон. Обе декларации прозвучали по телевидению и радио в воскресенье всего через три часа после закрытия избирательных участков. Еще через пару часов глава ФИИ Луис Карлос Угальде призвал претендентов к ответственности и отложил объявление официальных результатов на среду: «За столь короткое время невозможно подсчитать бюллетени из 7281 избирательных участков страны. Информации, которой мы располагаем, недостаточно, чтобы объявить победителя». Нынешний президент Висенте Фокс заверил мексиканцев, что «каждый их голос будет учтен и подсчитан».
Оба кандидата исключают возможность фальсификации. По результатам подсчета 97,1% голосов, Кальдерону доверяют 36,38% избирателей, а его оппоненту Обрадору -- всего 35,40%. В президентской кампании участвовал также лидер старейшей Институционно-революционной партии (ПРИ) Роберто Мадрасо, представляющий политический центр в противовес левому и правому выбору. По предварительным данным, за него проголосовало 26,99% мексиканцев.
Заместитель директора Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман заметил «Времени новостей», что все предварительные опросы указывали на преимущество Обрадора, хотя этот перевес был незначительным и приближался к статистической ошибке. «Ситуация изменилась в ходе избирательной кампании. Назвав Обрадора «вторым Чавесом», Кальдерон напугал электорат и тем самым обеспечил стремительное продвижение правых в обеих палатах парламента. Прежде консерваторы там были третьей партией, а теперь опередили ПДР и ПРИ, увеличив свое представительство процентов на 50». По мнению нашего собеседника, Обрадора правильнее сравнивать с президентом Бразилии Лула Да Силва, а не с венесуэльским лидером Уго Чавесом, поскольку свою кампанию Обрадор «построил на демонстрации приверженности либеральным ценностям».
Белый Дом предпочел бы, чтобы у власти в Мексике остались правые, но приход левых во главе с Обрадором их не напугал бы. «Мексика не пойдет по пути Перу, где президентские голосования сопровождались беспорядками. Для этого она не настолько бедна и радикальна. Самое страшное, что может произойти сейчас в стране, это что какая-то из сторон потребует пересчета голосов», -- сказал «ВН» Вадим Теперман.
Александра ПУШКАРЬ