|
|
N°114, 03 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ремонт по "случайному совпадению"
За Дарьей Донцовой признали право описывать в книгах визиты в автосервис
«Все совпадения случайны, и автор за них ответственности не несет» -- именно такое объявление можно было бы повесить на двери зала заседаний Савеловского районного суда Москвы, где в минувшую пятницу завершилась тяжба между одним из российских дилеров Peugeot -- ОАО «Арманд» и писательницей Дарьей Донцовой. Представители автомобильной компании, ранее углядевшие в одном из детективов г-жи Донцовой клевету на свой сервис, неожиданно отозвали иск, после чего стороны заключили мировое соглашение.
Хотя еще накануне автор иронических детективов готовилась к борьбе и даже призывала своих читателей присылать ей свои печальные истории о нелегких отношениях с автосервисами, подобные той, в которую на страницах книги г-жи Донцовой попала ее героиня Даша Васильева. «По сюжету книги Даша не стесняется в выражениях, когда понимает, что ее развели на бабки -- вынудили оплатить ремонт гарантийного автомобиля, -- объясняла судебную коллизию в обращении к читателям г-жа Донцова. -- Думаю, что многие из вас попадали в такую ситуацию: вам говорят, что бесплатные запчасти для ремонта по гарантии придется ждать полгода, а потом в неофициальной обстановке предлагают их выкупить прямо сейчас и отремонтировать машину. Когда понимаешь, что за твой счет сотрудники автосервиса решают свои финансовые проблемы, ощущение складывается не из приятных».
У дилера Peugeot возмущение вызвал тот факт, что описанный в книге автосервис носит то же название, что и реальная компания. Поначалу руководители ОАО «Арманд» намеревались добиться изъятия книги г-жи Донцовой из продажи, настаивали на публикации опровержения и компенсации 500 тыс. руб. Однако писательнице, собиравшейся доказывать, что описанная ею ситуация типична, не потребовались показания читателей. В судебном заседании истец резко поменял точку зрения и «признал право писательницы выражать собственное мнение о реалиях российского автосервиса на страницах своих книг».
Между тем, как рассказал корреспонденту «Времени новостей» пиар-менеджер писательницы Владимир Чернец, все совпадения все-таки не совсем случайны. «У Донцовой действительно несколько лет назад был «Пежо», и она обращалась в фирменный сервис «Арманд», где и попала в похожую ситуацию, -- рассказал он. -- Но, упоминая сервис в романе, она вовсе не старалась использовать страницы книги в личных целях. Иначе она бы назвала конкретный адрес и фамилию директора. И ее читатели, которые живут не в Москве или же в Москве, но не пользуются автосервисом, даже не догадались, что речь идет о конкретной компании. Все знают, что книги Донцовой -- это вымысел. И убийства, и их расследования, и ситуации, в которые попадают герои».
Между тем «случайные совпадения» рекламного или антирекламного характера в современной бульварной литературе не столь уж и невинны. Как показало исследование, проведенное в июне компанией ROMIR Monitoring, так называемый product placement (PP) в литературных произведениях сегодня становится весьма эффективным механизмом информационной обработки потенциальных клиентов. «Последнее время РР активно практикуется в детективах и женских романах, львиную долю читателей которых составляют женщины от 20 до 45 лет, домохозяйки с детьми», -- отмечают социологи, подчеркивая, что именно эта целевая аудитория больше всего интересует рекламщиков. Две трети (63%) респондентов ROMIR Monitoring в ходе опроса заявили, что у них возникало желание попробовать рекламируемые в книжках товары.
Примечательно, что в произведениях Дарьи Донцовой наряду со «случайным» салоном с конкретным именем упоминаются и не менее конкретные марки товаров, например макаронных изделий. Но Владимир Чернец утверждает, что и это делается без умысла. «Вся наша жизнь сейчас состоит из брендов, и избегать их упоминания никак не получится», -- заявил пиар-менеджер писательницы, заверив, что г-жа Донцова «не получает за это материального вознаграждения».
Ирина БЕЛАШЕВА