Время новостей
     N°114, 03 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.07.2006
Не рассчитали
Мордашов не стал крупнейшим акционером Arcelor
Впервые провалилась сделка, которую открыто поддерживали все российские чиновники, начиная от Владимира Путина и Михаила Фрадкова и заканчивая депутатами Госдумы и руководством РСПП. На внеочередном собрании акционеров люксембургской Arcelor послушные правлению владельцы компании -- 58% от общего числа акционеров (всего в собрании приняли участие держатели чуть более 60% ее акций) -- проголосовали против слияния с «Северсталью». В итоге владелец российской компании Алексей Мордашов не станет крупнейшим акционером крупнейшей в мире металлургической компании. В качестве компенсации за срыв сделки он должен получить 140 млн евро.

В сообщении «Северстали», опубликованном в минувшую пятницу, говорится, что Алексей Мордашов, тем не менее, «продолжает оценивать все возможные варианты своих действий»: «Северсталь» остается активным игроком мирового стального рынка. Руководство компании продолжает верить в консолидацию и будет использовать все возможности для расширения своего опыта и в целях достижения лидирующих позиций в поставках высококачественной стали по всему миру». Тем более что опыт по работе в рамках соглашения с Arcelor «значительно повысил известность «Северстали» и ее положение в инвестиционном сообществе».

В то же время вчера появилась информация о том, что «Северсталь» готовит IPO в Лондоне. Как сообщила британская The Business со ссылкой на источник в банковских кругах, разочаровавшийся в попытке объединения с Arcelor г-н Мордашов решил рассмотреть возможность размещения на Лондонской бирже до четверти акций своей компании на сумму порядка 3 млрд евро. Как пишет газета, в результате этого капитализация компании может достигнуть 12 млрд евро. Получить официальный комментарий в компании по этому вопросу не удалось. Однако источник в «Северстали» назвал эту информацию бредом и сказал, что, по его данным, пока «Северсталь» не планирует подобных действий.

Сделка предполагала, что г-н Мордашов передаст люксембургской компании свою долю в предприятиях «Северстали» (где он контролирует почти 90%, по итогам прошлого года предприятия произвели 17,1 млн т стальной продукции), а также выплатит акционерам Arcelor 1,25 млрд евро. За это он должен был получить 32,2% объединенной компании. Mittal Steel, перебивая предложение г-на Мордашова, предложила выплатить более 8 млрд евро наличными, не считая выгодного держателям бумаг Arcelor обмена на акции компании, которая контролирует предприятия с суммарными производственными мощностями 70 млн т в год. В обмен владелец Mittal Steel -- Лакшми Миттал получит контроль над 43% акций объединенной компании.

Слияние с «Северсталью» в итоге поддержали только рабочие Arcelor из профсоюза работников горнодобывающей и металлургической промышленности (CFDT), контролирующего около 2% акций люксембургской компании. «Мы голосовали так, как и собирались, за проект с «Северсталью», -- цитирует Bloomberg представителя профсоюза Доминика Плюмона. -- Мы уверены, что слияние Arcelor с Mittal Steel негативно для европейской стальной промышленности. Нам рассказали о финансовой мотивации этой сделки, но не объяснили, чем она хороша для отрасли».

Отраслевую привлекательность слияния с «Северсталью» в руководстве Arcelor по-прежнему не отрицают. Открывая собрание акционеров, его председатель, глава совета директоров люксембургской компании Жозеф Кинш признал, что индустриальный план «Северстали» был более выгодным. Он подчеркнул, что совет директоров в мае искренне выступал за слияние с российской компанией -- руководство группы не рассчитывало использовать сделку для повышения предложения за компанию со стороны Mittal Steel. Хотя и отметил, что предложения г-на Мордашова «явились катализатором» для максимально возможного улучшения предложения со стороны Mittal Steel. «Мы недооценили реакцию рынков и финансовых кругов, которые выступили с критикой российского предложения, -- цитирует его ИТАР-ТАСС. -- Совет директоров, рекомендуя акционерам голосовать за Mittal Steel, исходил исключительно из деловых соображений».

По завершении собрания г-н Кинш предположил, что в результате срыва сделки «Северсталь» может выйти из совместных проектов с люксембургской компанией -- российских СП в Череповце и Орле. Вместе с тем г-н Кинш рассчитывает сохранить добрые отношения с г-ном Мордашовым.

Анна ЛАНДЕР