|
|
N°114, 03 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слуги ксерокса
Налоговое администрирование изменится, но не упростится
Основная работа по созданию новых правил налогового администрирования практически завершена. Механизм встречных проверок так и остался непрописанным, камеральные проверки растянутся на полгода, а все текущие документы для предоставления налоговикам придется многократно копировать. Поправки в Налоговый кодекс приняты Госдумой в пятницу во втором чтении, и почти не осталось шансов на то, что удастся как-то изменить ситуацию.
Несмотря на все споры при обсуждении на профильном комитете и резкое заявление бизнес-сообщества о том, что поправки «не согласованы», к пленарному заседанию и депутаты, и представители бизнеса признали, что придется смириться с компромиссным вариантом. Инициатор большинства поправок, зампред бюджетного комитета Думы Андрей Макаров, представляя законопроект, сказал, что первоначальный минфиновский вариант был серьезно переработан. В результате появилась совершенно «иная конструкция», но стержневая мысль осталась прежней. Эта мысль -- создание закрытого перечня документов, которые налоговый орган может истребовать при проведении проверок.
Максимальное количество проверок одной фирмы в течение одного календарного года сокращено до двух, но одновременно продлен срок проверки -- с двух до четырех месяцев, а в исключительных случаях -- до полугода. Поправки в Налоговый кодекс разрешат налоговикам также взыскивать убытки с тех банков, которые своевременно не приостановили операции по счетам компаний-неплательщиков по предписанию ФНС. Следовательно, банкам придется из собственного кармана расплачиваться за провинившиеся компании. Фискалы получили право проводить повторную проверку, если уточненная декларация вызвала у них вопросы, и запрашивать «дополнительную информацию» по сделке у контрагентов их фигуранта и третьих лиц. Не регламентирован порядок проведения встречных проверок. С другой стороны, существенным облегчением обещает стать введение с 1 января 2008 года ежеквартальной уплаты НДС вместо ежемесячной.
В РСПП, ранее громче всех заявлявшем о том, что мнение бизнес-сообщества в конечном итоге оказалось не учтено, на сей раз заявили, что в целом бизнес позитивно оценивает законопроект. А отдельные недостатки, в частности применительно к продлению сроков выездных проверок, предприниматели надеются исправить путем разработки некого «регламента» для фискалов, над которым бизнес-сообщество надеется поработать вместе с ФНС. Правда, непонятно, как это укладывается в общий тренд постепенного отказа от подзаконного регулирования в налоговой сфере. Причем сами налоговики, похоже, и не подозревают пока о том, что предприниматели надеются в соавторстве с ними писать новый документ для внутреннего пользования. Фискалов в сфере администрирования больше заботит работа над сокращением объема деклараций.
По мнению руководителя ФНС Анатолия Сердюкова, исчисление и оформление платежных документов пока не становится проще. Заполняя документы, налогоплательщик должен вписать конкретный код бюджетной классификации с выделением соответствующего кода элемента дохода, кода подпрограмм, кода администратора и других реквизитов. В итоге речь идет о двадцатизначных кодах.
Эксперты также довольно критично отнеслись к законопроекту, вышедшему из-под пера депутатов и Минфина. «Это штопка зияющих дыр в законодательстве, при этом далеко не всех», -- утверждает управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев. В частности, по его словам, крупнейшим налогоплательщикам придется представлять декларации в межрегиональные инспекции Москвы и Петербурга, при этом проводить сверку расчетов таких компаний с бюджетом. А назначать их выездные проверки тоже будут «межрегионалки». Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. "На практике это приведет к тому, что справку о проведенной проверке составят, но налогоплательщикам не выдадут, вследствие чего налогоплательщики не будут знать, завершена ли проверка", -- говорит эксперт.
Среди абсурдных требований г-н Пепеляев выделяет поправку о предоставлении в рамках проверок документов в виде заверенных проверяемым лицом копий, что обяжет плательщиков работать «на ксерокс» -- сделать и заверить огромное количество копий.
Ирина СКЛЯРОВА