|
|
N°114, 03 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выглядеть на триллион долларов
«Газпром» видит себя компанией номер один в мире
Очередное годовое собрание акционеров «Газпрома» прошло рутинно. Два года назад состоялась последняя крупная зачистка совета директоров, в прошлом году собрание провели на фоне драматичного процесса покупки государством 10,74% акций концерна. В минувшую пятницу никаких событий, которые могли бы внести оживить мероприятие, не ожидалось. Совет директоров был переизбран в прежнем составе (даже Борис Федоров, не раз обещавший завершить карьеру в качестве независимого директора в монополии), глава «Газпрома» Алексей Миллер много говорил об успехах и светлом будущем, а акционеры, добравшиеся до улицы Наметкина, были исключительно благожелательны. И даже скромный размер дивидендов (лишь 1,5 руб. на акцию) не испортил атмосферу мероприятия. Акционер по фамилии Кузнецов, поинтересовавшийся причинами задержки с перечислением дивидендов, вместо ответа получил от г-на Миллера утешительный приз -- обещание личной встречи.
Не стала сюрпризом и новая сверхамбициозная задача, которую г-н Миллер озвучил в основном докладе. «Газпром» последовательно развивается как глобальная энергетическая компания, -- сообщил он. -- Наша цель -- лидерство на мировом нефтегазовом рынке». И после получасового рассказа о рекордных финансовых показателях, светлых перспективах диверсифицированного бизнеса и новых мегапроектах (например, о Южно-Европейском газопроводе, который в том числе должен снизить зависимость от украинского транзитного коридора) он заявил, что у «Газпрома» все для этого есть. «Уникальная ресурсная база, колоссальный производственный потенциал, прочные рыночные позиции и активная политика по развитию бизнеса -- все это сделает «Газпром» компанией номер один на мировом энергетическом рынке», -- считает председатель правления концерна.
Позже, отвечая на вопрос «Времени новостей», глава совета директоров компании, первый вице-премьер Дмитрий Медведев еще более абстрактно сформулировал задачи, поставленные перед Алексеем Миллером на срок действия нового пятилетнего контракта. «Цели те же, что и были, -- сказал он, немного смутившись. -- Повышать эффективность и транспарентность корпоративного управления, направленного на позиционирование «Газпрома» как международной энергетической компании. Продление контрактов с топ-менеджерами, председателем правления -- это оценка уровня их работы. Мы надеемся, что менеджмент и дальше будет проявлять свои лучшие стороны».
Впрочем, великодержавными выступлениями топ-менеджеров «Газпрома» (да и руководства страны в целом) сейчас уже никого не удивишь. Россия заявила о претензиях на роль основного элемента международной энергетической безопасности и источника стабильного снабжения энергоносителями. Однако ощущения этой самой безопасности ни у поставщиков, ни у продавцов от этого не прибавилось. «Газпром» боится падения спроса и требует гарантий в виде долгосрочных контрактов и доступа на рынки конечного потребления. Взамен обещает надежное газоснабжение, при этом открыто говоря, что на мировом газовом рынке сложилась ситуация, которую условно можно назвать диктатурой продавца. «В настоящее время рынок природного газа сформировался как рынок продавцов, -- отметил глава газового монополиста. -- Продавцы газа имеют возможность выбирать себе партнеров и перспективные рынки, ориентируясь на их емкость и прибыльность операций; выстраивать свою перспективную маркетинговую стратегию с учетом имеющегося опыта работы на том или ином рынке и возможностей долгосрочного сотрудничества». Добиться в этих условиях доверия со стороны потребителей очень сложно.
Из других нюансов доклада можно выделить «сверхбыстрые» темпы внутренней реструктуризации «Газпрома», которую менеджмент компании некоторое время назад предложил в качестве альтернативы попыткам провести газовую реформу сверху. Второй этап самореформирования, который предполагает концентрацию каждой «дочки» «на одном основном виде деятельности, например газодобыче, нефтедобыче или транспортировке газа», менеджмент планирует завершить только к 2008 году. «В результате финансовые потоки «Газпрома» станут еще более прозрачными», -- пообещал г-н Миллер. Хотя всем понятно, что сейчас доподлинно нельзя сказать, какой через два года будет Россия, не говоря уже о главной компании страны. Кроме того, руководство компании гордится тем, что «всего за пять лет увеличило годовую добычу газа на 36 млрд куб. м -- величину, сопоставимую с суммарным потреблением, например, в такой стране, как Аргентина». Хотя это всего лишь семипроцентный рост, а значит, менее 1,5% в год. И собственные прогнозы «Газпрома» на ближайшие годы говорят о том, что динамика будет хуже, чем в последнюю пятилетку (около 0,5% ежегодного прироста). Причем с 2001 года только в Европе спрос на российский газ вырос на четверть. Отсюда и повышенное внимание «Газпрома» к независимым производителям, и желание инвестировать в электроэнергетику, прежде всего для того, чтобы высвободить объем газа для поставок на экспорт. Об этом Алексей Миллер сказал тоже вполне открыто уже на пресс-конференции по итогам собрания.
Общение с прессой в этот раз ознаменовалось сюрпризом. Председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев на сей раз (после перехода на публичную должность в правительстве) остался и ответил на все вопросы журналистов. В прошлые годы он неизменно оставлял Алексея Миллера одного, ссылаясь на неотложные дела. Коротко сообщив о результатах первого заседания нового старого совета директоров, где он был опять избран председателем, а г-н Миллер его заместителем, первый вице-премьер заявил: «Начать пресс-конференцию хотел бы с более важного события -- с того, как развиваются дела на фондовом рынке». Он с торжествующей улыбкой сообщил всем, что, пока шло собрание акционеров, бумаги «Газпрома» выросли на 2,5% (цифру судорожно уточняли сотрудники пресс-службы, из-за чего брифинг немного задержался), и пообещал работать над дальнейшим ростом капитализации. «В целом мы смотрим весьма оптимистично на развитие компании», -- подчеркнул глава совета директоров. Алексей Миллер не удержался и добавил позитива в цифрах: «Есть прогнозные оценки аналитиков, как российских, так и зарубежных, того, что в перспективе капитализация компании может достичь более 500 млрд долл. Есть и более оптимистичные прогнозы, что капитализация может достичь и триллиона долларов». По состоянию на пятницу «Газпром» стоил 250,5 млрд долларов.
Алексей ГРИВАЧ