|
|
N°114, 03 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорога под небеса
В горах Тибета создано железнодорожное чудо техники
1 июля китайцы пустили первый поезд по новой железнодорожной магистрали Цинхай--Тибет (ЦТМ). Трасса длиной 1956 км свяжет тибетскую столицу Лхасу с равнинными районами Поднебесной. Особой гордостью КНР является то, что эту уникальную дорогу удалось не только построить раньше срока, но и начинить при этом самыми современными достижениями техники. В результате, как передало агентство Синьхуа, путь из Пекина в Тибет по этой трассе теперь составляет всего двое суток, причем 960 км пути пройдет на высоте свыше 4000 м, где обычному жителю равнин и дышать-то непросто. Любопытно, кстати, что китайцы так беспокоятся о здоровье пассажиров, решивших отправиться в этот высокогорный путь, что перед поездкой владельцам билетов раздаются медицинские карты, которые надо заполнить и предъявить при посадке.
Пожалуй, ничего сходного по сложности в истории железнодорожного строительства до сих пор не создавалось. Хотя бы потому, что Тибет сам по себе -- это одна из самых недружелюбных к путешественникам территорий на обжитых континентах (Антарктику, пожалуй, учитывать не будем). В самой большой горной стране на планете со средними высотами 4--5 тыс. метров над уровнем моря крайне трудно прокладывать даже обычные грунтовые дороги. Для сравнения укажем, что сибирские Алтай и Саяны, куда рельсы пока никто даже не собирается вести, не только несколько ниже, но и сильно уступают Тибету по площади. Но китайцам удалось довести до Лхасы современный железнодорожный путь, причем на несколько лет раньше запланированного срока (на последний, самый технически сложный кусок ЦТМ от Голмуда до Лхасы строители затратили всего пять лет).
Каких усилий стоило создать это чудо техники, нам представить уже сложно, поскольку в России подобный трудовой героизм остался в не столь отдаленном прошлом. Даже Байкало-Амурская магистраль и Транссиб, считающиеся самыми сложными и масштабными транспортными проектами в истории нашей страны, все-таки прокладывались не на таких альпинистских высотах (хотя нашу патриотическую гордость может утешить то, что по протяженности рельсового пути «китайский БАМ» более чем в полтора раза уступает отечественному). Однако для Пекина дорога на Лхасу явно была делом принципа. Буддистский Тибет, долгое время из-за своей труднодоступности сохранявший самостоятельность, был присоединен к КНР после второй мировой войны. Тем не менее как хозяйственное освоение, так и заселение этой территории китайскими поселенцами идет достаточно медленно. Не в последнюю очередь из-за того, что добраться до этого медвежьего угла крайне трудно.
Для того чтобы построить магистраль, инженерам нужно было решить множество проблем. Во-первых, Тибет -- сейсмически активная зона, землетрясения здесь обычное дело. Впрочем, китайцам удалось проложить ветку так, что наиболее опасные районы остались в стороне. Но строить в горах сейсмостанции для предупреждения об опасности подземных толчков китайцам все равно пришлось. Во-вторых, обслуживать трассу, проходящую высоко в почти ненаселенных горах, даже с помощью безграничных человеческих ресурсов КНР не удается. Проектировщикам не оставалось ничего другого, как сделать магистраль «полуавтоматической». Например, контроль за движением поездов по всей дороге будет проводиться с помощью систем глобального позиционирования, а вдоль трассы понаставлены вышки сотовой связи (тот, кто представляет себе, как трудно налаживать радиосвязь в горах, где скалы глушат сигнал, поймет, что подобная задача исключительно трудоемка). Вдобавок из 45 станций, расположенных на магистрали, большинство будет работать в автоматическом режиме -- без каких-либо постоянных служащих.
Плюс к тому, как утверждает Синьхуа, составителям сметы пришлось заложить солидные расходы -- 1 млрд 540 млн юаней -- на реабилитацию экологии Тибета. В первую очередь потребовалось останавливать эрозию почв, заботиться о безопасности фауны и флоры территорий, затронутых строительством, сохранять в неприкосновенности природные ландшафты. Такое усердие может удивить, поскольку КНР давно стяжала печальную славу одного из главных загрязнителей атмосферы и водоемов. На экологической карте мира густонаселенные и промышленно развитые районы Поднебесной немедленно бросаются в глаза, поскольку над ними чернеет темное пятно вредных выбросов. Но, возможно, причиной такого повышенного внимания к экологии новой трассы стало то, что в Пекине собираются возить по ЦТМ миллионы туристов, падких до тайн буддистских монастырей Лхасы. Сейчас количество любопытствующих визитеров, посещающих легендарную горную страну, не доходит и до 2 млн в год, но железная дорога может резко увеличить этот поток. В этих целях трассу и выстроили так, чтобы на станциях турист мог не только выйти поразмять ноги, но и полюбоваться окружающими красотами и достопримечательностями.
Владимир ДЗАГУТО