|
|
N°113, 30 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сюрпризы «дела века» в Казахстане
Третью неделю продолжается в Казахстане судебный процесс по делу об убийстве в феврале этого года известного казахстанского политика, одного из лидеров оппозиции Алтынбека Сарсенбаева, его охранника Василия Журавлева и водителя Бауыржана Байбосына. Самое громкое в истории страны уголовное дело рассматривает в открытом режиме Алма-Атинский областной суд, заседающий в городе Талды-Кургане.
Вчера и позавчера допрашивали главных обвиняемых -- бывшего руководителя аппарата казахстанского сената Ержана Утембаева и бывшего сотрудника спецслужб Рустама Ибрагимова. Утембаев в материалах следствия фигурирует как заказчик преступления, а Ибрагимов -- как его организатор и исполнитель. Версия обвинения строится на том, что Утембаев заказал Сарсенбаева по «мотивам личной неприязни». Он якобы обиделся на него за интервью казахстанской газете «Время», в котором Сарсенбаев в 2003 году рассказывал о некоем высокопоставленном чиновнике Казахстана, находившемся во время переговоров в Москве в состоянии алкогольного опьянения. Имя Утембаева в интервью трехгодичной давности не упоминалось, но узнавший себя Утембаев обиду, как считает следствие, затаил.
Утембаев назвал обвинения в свой адрес надуманными. «Обвинения в ненависти к Сарсенбаеву» ему непонятны, а признательные показания в начале следствия он дал «под влиянием». «Тяжелым нервным состоянием», несколькими подряд «бессонными ночами» в следственном изоляторе и беспокойством за семью он объясняет написанное им 23 февраля покаянное письмо президенту Казахстана Назарбаеву. Утембаев отказался подтвердить, что 60 тыс. долл., переданные им Ибрагимову, были платой за убийство.
Ибрагимов также не стал следовать сценарию преступления, предложенному обвинением. Он выбрал другую тактику, отказавшись отвечать на задаваемые ему вопросы, и заметив, что «один раз его уже опрашивал в ходе следствия генеральный прокурор». Затем он обронил загадочную фразу: якобы ему «известен человек, который был заинтересован во встрече с Сарсенбаевым, но имя его он назовет позже, в конце судебного процесса». Как утверждают некоторые свидетели, убийство известного политика произошло спонтанно в результате очень резкого разговора Сарсенбаева с неким влиятельным политиком. В казахстанской прессе в этой связи назвали имя первого замминистра иностранных дел Казахстана, старшего зятя президента страны Рахата Алиева. Однако пару месяцев назад Алиеву удалось отвергнуть эти обвинения в суде как клевету. Судебный процесс по «делу века» в Казахстане может принести еще немало сюрпризов, грозящих немалым уроном представителям правящей элиты.
Аркадий ДУБНОВ