|
|
N°113, 30 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не отступать и торговаться
«Газпром» прервал переговоры с Туркменбаши
Очередной визит делегации «Газпрома» во главе с председателем правления Алексеем Миллером в Ашхабад закончился скандалом. Российская компания категорически отказалась подписывать контракт на закупку туркменского газа осенью текущего года на условиях Сапармурата Ниязова. По итогам трехчасовой беседы г-на Миллера с Туркменбаши «Газпром» распространил пресс-релиз, в котором сообщил, что из-за расхождений по цене поставок «переговоры по данному вопросу были прерваны». Через несколько часов туркменский МИД выдал собственное заявление, где опять обещано прекращение поставок газа в Россию в случае отсутствия контракта, то есть примерно с сентября. Контракт же предлагается заключить до конца 2007 года по цене 100 долл. (объем поставок в следующем году -- 50 млрд кубометров).
Вчера же из Киева в Ашхабад вылетела делегация украинских переговорщиков. И.о. министра топлива и энергетики Иван Плачков попытается купить 11--12 млрд кубометров туркменского газа, которые отказался приобрести «Газпром». Вместе с тем совсем недавно глава Минтопэнерго Украины утверждал, что цена выше 60 долл. не является целесообразной. «Для нас нет смысла соглашаться на повышение цены, нам невыгодно будет покупать этот газ», -- сказал он. Однако в сложившейся ситуации шансы Киева получить прямой контракт и сделать солидную заявку на трансформацию схемы газоснабжения страны через RosUkrEnergo существенно возрастают.
Последние годы одним из приоритетов внешнеэкономической стратегии «Газпрома» было получение полного контроля над среднеазиатским (прежде всего туркменским) газом. В погоне за этим концерн, имея в руках единственный крупный коридор для выхода этого газа на рынок, даже умудрился за год обеспечить рост закупочной цены более чем в два раза (примерно с 28 долл. за тыс. кубометров с учетом бартерной составляющей до 65 долл.). Вместе с тем с января 2006 года цель была достигнута. Несмотря на наличие у Киева пятилетнего прямого соглашения на закупку туркменского газа, который истекает только в декабре, г-н Ниязов продавал сырье только «Газпрому».
Согласно действующему контракту в 2006 году российский концерн должен получить 30 млрд кубометров по 65 долл. Однако этот объем будет полностью выбран самое позднее к середине сентября. В то же время от туркменских поставок прежде всего зависит газоснабжение украинского рынка. Причем ответственность за это сейчас несет не «Газпром», а швейцарский трейдер RosUkrEnergo, который обязался поставить в этом году 32 млрд кубометров среднеазиатского газа по цене 95 долл. Но эта цена является рентабельной только при «отпускной» в 65 долл. в Туркмении и при повышении со стороны продавца должна пересматриваться. Так, при 100 долл. на туркменско-узбекской границе минимальная оптовая цена после транспортировки до Украины будет не меньше 130 долл. и соответственно минимум 150 долл. для конечных потребителей без НДС.
Вместе с тем, судя по всему, «Газпром» и RUE уже слегка обожглись с платежеспособным спросом на Украине. «Нафтогаз Украины» до сих пор должен трейдеру около 400 млн долл. за поставленный газ. Не блестящая ситуация со сбором платежей и у совместного предприятия RUE и «Нафтогаза» -- «Укргазэнерго», которое продает импортный газ промышленным потребителям. Дальнейший рост цен лишь усугубит положение на рынке и переведет кризис неплатежей в катастрофу. Кроме того, судя по всему, «Газпрому» (и Кремлю) не хочется брать на себя моральную ответственность за повышение цены на среднеазиатский газ для Украины.
Фактически инициатива переходит в руки будущему премьеру Украины Юлии Тимошенко, которой придется решать очень сложную политико-экономическую задачу. С точки зрения ее политического будущего ей крайне важно выполнить предвыборные обещания, разрушив посредническую схему поставок газа и установив прямые отношения с Туркменбаши и «Газпромом». Но для этого как минимум придется согласиться на ценовые запросы г-на Ниязова, что спровоцирует рост цены поставок узбекского и казахского газа, которые продолжит RosUkrEnergo (или «Газпром», если будет принято соответствующее политическое решение). И как следствие, стремительный рост нагрузки на и так довольно шаткую экономику Украины.
Впрочем, нельзя исключать, что «Газпром» и «Нафтогаз» все же заключат тактическое перемирие для того, чтобы совместными усилиями заставить Туркменбаши умерить аппетит.
Алексей ГРИВАЧ