|
|
N°193, 19 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что думают депутаты о решении президента
Игорь Родионов, член комитета по делам ветеранов, экс-министр обороны России (КПРФ):
-- Разведцентр на Кубе -- объект оборонительного характера, благодаря которому Россия могла слушать эфир всего Западного полушария и принимать адекватные внутри- и внешнеполитические решения, основанные на достоверной информации. Закрытие этого центра -- очередной стратегический удар по безопасности России и ее союзников, совершенный собственными руками в интересах США и НАТО. Вообще с распадом СССР начался процесс односторонних уступок со стороны России: НАТО расширяется, а Варшавского Договора больше нет, свои войска из Восточной Европы мы вывели, НАТО, наоборот, обосновалось на Балканах, в Узбекистане. О диктаторском договоре СНВ-2 и говорить нечего. Сам механизм принятия такого рода решений неясен. А разговоры о 200 млн долларов чистой материальной выгоды не более чем уловка, попытка оправдать это очевидно невыгодное для России решение.
Виктор Алкснис, член думского комитета по делам федерации и региональной политики ("Российские регионы"):
-- Решение о выводе нашего центра радиоэлектронной разведки с территории Кубы означает, что руководство США в рамках нынешней войны против терроризма хочет ликвидировать режим Кастро. Можно предположить, что после вывода нашего центра США объявят руководителей Кубы пособниками террористов, и дальше все пойдет по уже известному сценарию. Таким образом, последствия могут быть самые катастрофические. Геополитическое отступление России приняло тотальный характер. А широко растиражированная идея, что нынешний президент государственник-патриот, не более чем миф. Он по своим убеждениям западник, и его главная цель -- интегрировать Россию в мировое сообщество. А для этого необходимо избавиться от раздражающих факторов -- таких, как, например, наши базы во Вьетнаме и на Кубе.
Андрей Николаев, председатель комитета по обороне («Народный депутат»):
-- Туда, откуда мы уходим, мы уже никогда не вернемся. Экономический выигрыш от этого шага несопоставим с тем, что мы теряем, оставляя точки своего политического и военного присутствия. Радиоэлектронный разведцентр «Лурдес» на Кубе (я там был и знаю) дает информацию такого объема и качества, которую невозможно заменить никакими другими источниками, даже за счет увеличения орбитальных спутников. Состояние их плачевное, в том числе и по средствам разведки. Поэтому, на мой взгляд, вывод этой базы нанесет очень серьезный ущерб России. Наверное, у президента были веские причины так поступить.
Алексей Арбатов, зампредседателя комитета по обороне («Яблоко»):
-- Во Вьетнаме никаких последствий не будет. База в Камрани нам в принципе не нужна. Денег в свое время на развертывание советского флота в Индийском океане ушло несчитано, а эффекта никакого ни для политики, ни для безопасности нашей не дало. Базу по ненужности и из-за отсутствия ресурсов давно свернули, и на ближайшую перспективу мы не планируем развивать флот в этом регионе. Что касается объекта на Кубе, то сбор информации нужен всегда -- и в условиях «холодной войны», и в условиях мирного времени и даже партнерства. Но тут встает вопрос чисто экономической, технической целесообразности содержания такого дорогостоящего объекта. 6 млрд руб. улетает каждый год. На эти деньги можно, по словам начштаба Квашнина, до 20 спутников разведки закупить. Геополитических позиций мы тоже не теряем. Теперь, когда «холодная война» ушла в прошлое, в геополитическом, геостратегическом плане Куба не представляет для нас никакой ценности. А США на Кубу не нападут, они дали соответствующие обязательства. Кроме того, если бы они решили это сделать, разведывательная станция им бы не помешала.
Беседовали Светлана МИХАЙЛОВА и Виктор ХАМРАЕВ