|
|
N°112, 29 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экстремизм без границ
Критика должностных лиц может стать противозаконной
Вчерашний думский день был богат «антидемократическими» с точки зрения оппозиции и правозащитников инициативами.
Для начала был принят во втором чтении законопроект, запрещающий партиям включать в свои списки на выборах всех уровней членов других партий. А выход из партии, соответственно, будет стоить депутату мандата. Также депутаты одобрили во втором чтении законопроект об отмене на выборах графы «против всех» на федеральных выборах. Правда, глава Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков заявил вчера, что эта графа еще может остаться в избирательных бюллетенях на региональных выборах, которые пройдут 8 октября. Регионам дано право самим отменять или оставлять эту графу. Также г-н Вешняков выразил опасение, что отсутствие кандидата "против всех" может существенно снизить явку на федеральных выборах.
Но самым "антидемократическим" действием Думы стало принятие в первом чтении поправок в действующий закон «О противодействии экстремистской деятельности». Тем самым существенно расширен перечень деяний, подпадающих под определение экстремистских. В их числе: воспрепятствование деятельности органов госвласти и должностных лиц, «соединенное с насилием или угрозой его применения»; публичная клевета в отношении должностного лица (читай: критика власти); совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод граждан, а также вреда их здоровью и имуществу в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, а также вероисповеданием и социальной принадлежностью; создание аудиовизуальных, печатных и иных материалов, содержащих признаки экстремистской деятельности, и др.
Авторами законопроекта выступили депутаты практически всех фракций, в том числе КПРФ и «Родины». Тем не менее на пленарном заседании коммунисты и «родинцы» горячо протестовали против законопроекта, утверждая, что он может стать орудием борьбы с политической оппозицией.
Член КПРФ Николай Кондратенко, например, заговорил о "наболевшем": «Нельзя не видеть, что русские напрочь устранены от управления государством. Будет ли считаться экстремизмом попытка русских восстановить статус-кво? И можно ли рассматривать как экстремизм критику сионизма как политического течения?»
Один из авторов документа -- единоросс Игорь Баринов заверил товарища Кондратенко, что «все зависит от формы, в которой данные настроения проявляются». Олег Шеин из «Родины» назвал законопроект «эластичным», позволяющим запретить идеологию, к примеру, марксизма, предполагающую, что отношения между людьми строятся в зависимости от их отношения к собственности. Коммунист Анатолий Локоть вопрошал: «Где гарантия для дальнейшей деятельности оппозиции? Или вы стремитесь ликвидировать ее как класс?»
Когда все выступления от фракций были закончены, единоросс Павел Воронин взял слово и обозвал «Родину» и КПРФ «политическими банкротами, не имеющими идей и эксплуатирующими тему экстремизма и ксенофобии». Это высказывание вызвало дружный гул негодования в зале, однако для ответных пасов не нашлось места в регламенте. В результате законопроект был одобрен 337 голосами, а 75 депутатов высказались против.
В то же время даже профильный комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, в целом одобрив концепцию документа, признал необходимость его существенной доработки ко второму чтению. В заключении, подписанном председателем комитета Павлом Крашенинниковым, говорится, что законопроект в его нынешней редакции позволяет привлечь к ответственности целый ряд лиц, которые не имеют прямого отношения к экстремистской деятельности. В их числе могут оказаться «организации и физические лица, издающие книги исторического и научно-технического содержания о вооруженных силах Германии или Италии 30--40-х годов XX века, организации или физические лица, демонстрирующие фильмы и спектакли о Гитлере или Муссолини, лица, изготавливающие соответствующие элементы реквизита для киностудий и театров, и другие».
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА