|
|
N°112, 29 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Своими силами
Dresdner Bank не будет совладельцем Газпромбанка
Вчера на собрании акционеров Газпромбанка (единственным его владельцем является «Гапзпром») было принято решение о выкупе всей допэмиссии кредитной организации негосударственным пенсионным фондом «Газфонд». В конце прошлого года совет директоров Газпромбанка утвердил сделку, в рамках которой эту эмиссию должен был выкупить иностранный инвестор - Dresdner Bank. Реализация сделки с немецким банком долгое время откладывалась, а теперь и вовсе сорвалась. Отказ от сделки с Dresdner в банке объясняют тем, что новый акционер предложил более выгодные условия по стоимости пакета акций.
Участники рынка связывают это решение с нежеланием «Газпрома» делиться прибылью от будущей продажи банка со сторонними инвесторами, а новый акционер, считают они, фактически был «назначен». В целом же можно констатировать, что из двух конфликтующих сторон -- финансово-экономического блока «Газпрома» и топ-менеджмента Газпромбанка - верх пока одерживает первая.
Согласно официальному сообщению Газпромбанка, акционеры решили увеличить уставный капитал кредитной организации в полтора раза - с 13,3 млрд. рублей до 19,9 млрд. рублей. Вся допэмиссия будет размещена в пользу НПФ «Газфонд». Как известно, в конце прошлого года «Газпром» договорился с Dresdner Bank, что тот выкупит допэмиссию банковской дочки газового монополиста, увеличив таким образом капитал банка на 33%. За треть Газпромбанка немецкий инвестор был готов выложить 23,2 млрд. рублей. Предполагалось, что сделка состоится до конца первого квартала нынешнего года.
Примечательно, что всего месяц назад в интервью «Времени новостей» зампред правления Газпромбанка Александр Соболь заявлял, что допэмиссию банка выкупит именно Dresdner Bank. Отказ от сделки с немецким банком вчера объясняли исключительно экономическими причинами. Как заявили «Времени новостей» в департаменте общественных связей банка, «акционеры Газпромбанка отклонили предложение Dresdner Bank в силу меньшей ценовой привлекательности». Действительно, допэмиссия Газпромбанка обойдется «Газфонду» в 34,5 млрд. рублей, что на 11,3 млрд. рублей больше, чем планировал заплатить Dresdner Bank.
Как заявили газете в Газпромбанке, отказ от этой сделки вовсе не означает прекращение сотрудничества двух структур. «Dresdner Bank остается нашим партнером по всем совместным проектам. Кроме того, немецкий банк, как и было заявлено ранее, будет нашим консультантом по проведению IPO», -- говорит представитель банка.
Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил «Времени новостей»: «В настоящее время эта операция скорее техническая, необходимая для увеличения уставного капитала и приведения его в соответствие с нормативами ЦБ».
Как известно, именно низкая достаточность капитала (всего около 11% при минимальной норме ЦБ в 10%) и стала причиной поиска инвестора. Сам «Газпром» не раз заявлял, что не намерен капитализировать свою «дочку». Однако сейчас все же решил самостоятельно увеличить капитал банка.
Участники рынка считают вполне обоснованным нежелание компании продавать треть банка по цене, установленной еще в прошлом году. «За полгода стоимость Газпромбанка, как, впрочем, и большинства российских кредитных организаций значительно возросла. Очевидно, что было принято решение найти более выгодного покупателя», -- полагает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников.
Отказ от сделки с Dresdner Bank позволит «Газпрому» в дальнейшем выручить за банк больше средств, но осложнит топ-менеджменту Газпромбанка возможность стать владельцами кредитной организации. Как известно, руководители банка рассчитывали в будущем стать акционерами банка и предлагали свою стратегию продажи кредитной организации. Однако в финансово-экономическом департаменте «Газпрома» не желали реализовывать сценарий г-на Акимова.
Еще в марте внутренний конфликт выплеснулся наружу. Финансово-экономический департамент, который возглавляет зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов, подготовил доклад о стратегии развития опорного банка. В нем, помимо обильной критики сегодняшнего положения Газпромбанка, содержалась и иная программа действий по избавлению от этого непрофильного актива. Как говорилось в проекте «Стратегии «Газпрома» в отношении Газпромбанка», подготовленном в департаменте г-на Круглова к совету директоров «Газпрома», топ-менеджмент банка предложил в течение 2006-2007 гг. осуществить следующие шаги: провести допэмиссию акций в пользу стратегического инвестора, во второй половине 2006 года -- преобразовать банк из ЗАО в ОАО с одновременным получением листинга на российских биржевых площадках. Первые шесть месяцев 2007 года отводились на подготовку программы ADR с целью выйти на иностранных институциональных инвесторов. В конце следующего года предлагалось провести IPO, желание участвовать в котором представители руководства банка особо и не скрывали.
Финансовый блок материнской компании, не питающих особых симпатий к руководству «дочернего» банка, увидел в этих планах угрозу выгоде самого «Газпрома». В департаменте Андрея Круглова предложили альтернативный сценарий: провести размещение не более 10% акций банка на российской бирже, чтобы определить реальную стоимость кредитной организации, а впоследствии продать банк стратегическому инвестору. Таким образом, «Газпром» получил бы полную стоимость банка и не стал бы ее делить со сторонним акционером.
В марте обсуждение этих планов было снято с повестки совета директоров в последний момент, а г-н Круглов говорил на публике, что подходы «Газпрома» в отношении Газпромбанка не изменились. В самом банке задержку оформления сделки с Dresdner Bank (она должна была завершиться в первом квартале) объясняли техническими сложностями регистрации допэмиссии. Однако, как оказалось, точка зрения финансового зампреда «Газпрома» в данный момент оказалась более востребованной. Хотя окончательный ответ на вопрос, как пойдет приватизация Газпромбанка и кто ее будет курировать, пока не дан.
Наталья РОМАНОВА. Алексей ГРИВАЧ