|
|
N°113, 30 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сказки народов Востока
Фильмы внеконкурсной программы XХVIII ММКФ
Без фильмов из разных концов Азии не обходится ни один уважающий себя международный фестиваль, и Москва не исключение. Не все из фильмов, показанных во внеконкурсной программе, уже нашли своего российского дистрибьютора, но в любом случае имеет смысл запомнить хотя бы несколько названий и при случае найти и посмотреть эти фильмы в обязательном порядке.
«Мужчины за работой» (Иран, 2006, Мани Хагиги). Совершенно фееричный экзерсис, способный изменить типичное представление об иранском кино даже у самых закоренелых скептиков, уставших (и, пожалуй, вполне справедливо) от традиционных притч и социальных драм, обыкновенно поставляемых на фестивали этой страной. Пока что «Мужчины» -- самый смешной фильм внеконкурсной программы. Четверо средних лет иранцев возвращаются с гор, где пытались покататься на лыжах. На крутом повороте прямо над обрывом они видят огромный камень, который вроде бы вот-вот готов сорваться в горную реку. Желая насладиться зрелищем и звуком падения, мужчины решают подтолкнуть камень, но оказывается, что громадина «пустила корни» куда глубже, чем можно было представить. Постепенно к каменоборцам присоединяются их жены, подруги, родственники, а также случайные (или не совсем случайные) личности, проезжающие мимо. В попытках свернуть горы можно при желании увидеть всевозможные социальные метафоры (как и поступили многие западные аналитики), и без них на самом деле не обошлось. Но все-таки лучше смотреть «Мужчин» просто как удивительно тонкую, точную и остроумную зарисовку из жизни вполне конкретных людей и от души аплодировать ироничному, временами почти неуловимому, но абсолютно настоящему юмору, которого в кинематографиях сверхдержав давно уже не сыщешь. Впрочем, национальная экзотика в фильме Хагиги (внука знаменитого иранского режиссера и сценариста Ибрагима Голестана) используется чутко и по делу, а наибольшего эффекта достигают занятные пересечения вечного круговорота повседневной иранской жизни с мировым масскультом. Вроде того момента, когда мобильный телефон героини начинает играть песню из родригесовского «Отчаянного» -- при том что никаких киноманских аллюзий здесь нет. Просто смешно и по делу.
«S.P.L.» (Китай--Гонконг, 2005, Уилсон Йип). Мало есть на свете жанров и направлений, от которых среднестатистический киноман устал бы так же, как от гонконгского полицейского боевика. Еще несколько лет назад любой фильм, в котором восточные мужчины в солнцезащитных очках и костюмах палили друг в друга с двух рук, швырялись в кабинетах бумажными стаканчиками с кофе и наотмашь валтузили подозреваемых по лицу, воспринимался с энтузиазмом. Теперь же от них клонит в сон (нечастые исключения -- вроде трилогии «Двойная рокировка» или фильмов Джонни То -- не в счет). И вдруг праздник души: криминальный боевик, от которого в прямом смысле слова летят, потрескивая, искры статического электричества. Красивая до китчевого блеска, невероятно жестокая, местами настолько же зверски-сентиментальная, не дающая передохнуть ни на секунду и -- по гонконгским меркам -- суперзвездная по актерскому составу история о противостоянии упертого полицейского инспектора (Саймон Ям -- «Полный контакт», «Обнаженный убийца», «Лара Крофт»), его коллеги и преемника (Донни Йен -- «Железная обезьяна», «Герой», «Семь мечей») и мафиозного босса (однокашник Джеки Чана и «китайский городовой» Саммо Хун, обзаведшийся на сей раз мощной бородой и ставший поразительно похожим на публициста Максима Соколова). Как в старые добрые времена, ни о какой корректности речи не идет, и поэтому пленных тут не берут, случайных свидетелей не жалеют, а хеппи-энд -- вполне относительный. И при всем этом -- вполне карваевские световые решения и меланхоличные «сцены у моря» в духе Такеши Китано. Ботинки, мерно покачивающиеся в волнах изумрудного прибоя, и качающийся на волнах красный мячик удаются режиссеру Йипу ничуть не хуже, чем множественные ножевые ранения, несовместимые с жизнью.
«Гамера: Маленькие герои» (Япония, 2006, Рюта Тасаки). Фильмы о гигантских монстрах -- вполне традиционная японская кинозабава послевоенных лет. В свое время, наблюдая за похождениями всевозможных колоссов, топчущих города и плюющихся огнем, японцы изживали психологические травмы, связанные с бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки. Теперь же просто развлекаются, не забывая о традициях. Гамера -- это огромная летающая радиоактивная огнедышащая черепаха, впервые заполнившая собой экраны в 1965 году и с тех пор появлявшаяся в фильмах не меньше дюжины раз. У нас в свое время на лицензионном видео выходила трилогия о Гамере, снятая в 90-х годах, и те, кто ее видел, вряд ли способны забыть хотя бы третью серию, достойную войти в десятку лучших фильмов подобного рода по любому счету -- хоть гамбургскому, хоть токийскому. Теперь же -- не столько в продолжении, сколько в вариации на тему -- совсем маленького детеныша Гамеры находят и выращивают отдыхающие на каникулах школьники, и, надо сказать, весьма вовремя: поднимает свою отвратительную голову чудовище Зедус, и справиться с ним сможет только изрядно вымахавший питомец маленьких героев. Как и большинство фильмов такого рода, забава на любителя -- спецэффекты хоть и масштабны, но отмечены легким налетом стилизации (вполне сознательной), а проблематика детского фильма, временами неотличимая от основных посылок картин студии им. Горького четвертьвековой давности, довольно специфически выглядит на фоне сцен массовых разрушений, пожаров и взрывов. Тем не менее наблюдать за Гамерой одно удовольствие.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ