|
|
N°112, 29 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Троянский поезд
Абхазия боится класть независимость на рельсы
Идея создания Грузией, Россией и Арменией консорциума по восстановлению железной дороги в Абхазии неожиданно поставлена под сомнение в Сухуми. Переговоры по этому вопросу должны состояться 10 июля в Тбилиси. До сих пор считалось, что возобновление сквозного сообщения через Абхазию, прерванного в результате военных действий 1992--1993 годов, принесет экономические выгоды и откроет путь к сближению в политической области.
На днях эти проблемы обсуждали участники «круглого стола» в Сухуми. «Мы должны сейчас, на стадии создания консорциума, выяснить, насколько все это выгодно для Абхазии», -- заявил «Времени новостей» исполнительный секретарь оппозиционного «Форума народного единства» Астамур Тания. По его словам, консорциум создается на базе Абхазской железной дороги, но при этом в документах Абхазия фигурирует только как железнодорожный участок, что «не имеет никакого отношения к равноправию». «Мы не должны жертвовать нашей независимостью. Что произойдет, если, к примеру, кто-то из участников консорциума затем отдаст свою долю Грузии? Тогда Грузия сможет фактически контролировать значительную часть территории Абхазии», -- беспокоится г-н Тания.
В восстановление 205 км полотна консорциум собирается вложить около 100 млн долл. Председатель комитета по внешним связям абхазского парламента Беслан Бутба подсчитал, что при этом инвесторы получат контроль над 20,5 тыс. гектаров прибрежной зоны. «Даже исходя из минимальных цен, к примеру 200 тыс. долл. за гектар, стоимость этой земли составит более 4 млрд долл. Никто не мешает нам самим восстановить дорогу на своей территории, после чего диктовать условия другим», -- полагает г-н Бутба. Сопредседатель «Форума народного единства» Геннадий Аламия опасается, что восстановление сквозного движения будет способствовать возвращению грузинских беженцев, а это может привести к эскалации напряженности. «Этот проект -- своего рода троянский конь для Абхазии», -- сказал г-н Аламия.
Абхазские политики признают, что восстановление железной дороги важно для России, но при этом опасаются подвохов. «До признания международным сообществом Абхазии не стоит входить в какие-либо международные консорциумы», -- заявил депутат парламента Аслан Барциц. По его мнению, проект по восстановлению может иметь развитие и вне консорциума в рамках двусторонних отношений России и Абхазии.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси