|
|
N°112, 29 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битва за Косово продолжается
Воислав Коштуница посетил «сербский Иерусалим»
Вчера премьер-министр Сербии Воислав Коштуница посетил находящийся под управлением ООН край Косово. Он встретился с лидерами сербской общины и принял участие в богослужении в православном монастыре в Грачанице. Поездка была приурочена к годовщине битвы на Косовом поле. 28 июня 1389 года в день святого Витта (по-сербски -- Видовдан) дружины сербского князя Лазаря оказали героическое сопротивление численно превосходившим их войскам турецкого султана Мурада I, однако потерпели поражение, и Сербия стала вассалом Османской империи.
Тот факт, что свято чтимая сербами битва разыгралась на территории, которую Запад сейчас готов отдать в полное распоряжение местных албанцев, придает нынешнему визиту Воислава Коштуницы поистине сакральный оттенок. Настоятель косовской епархии Сербской православной церкви епископ Рашко-Призренский Артемие назвал вчера Косово «духовной и культурной колыбелью» сербов, «сербским Иерусалимом»: «Вся Сербия -- храм, а Косово -- алтарь этого храма».
Глава сербского правительства заявил, что приезд в Грачаницу дал ему возможность «повторить то, что должен знать каждый серб: Косово всегда было и навсегда останется частью Сербии». Понятно, что это заявление адресовано не столько сербам, сколько международному сообществу, намеренному до конца года определиться с окончательным статусом края. По данным «Времени новостей», Запад готов предоставить Косово независимость, не опасаясь, что этот шаг послужит примером для многочисленных самопровозглашенных государств на всем евразийском пространстве, в том числе Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. Сербия же, как подтвердил вчера Воислав Коштуница, выступает за компромиссное решение на основе предоставления краю широкой автономии.
Албанские лидеры Косово постарались всячески отмежеваться от визита сербского премьера, хотя приезд в край государственных деятелей соседней Албании всегда обставляется максимально торжественно. Премьер-министр Косово Агим Чеку с недовольством заметил, что разрешение на въезд Коштуницы в Косово дала Миссия ООН, и подчеркнул, что его сербский коллега прибыл в край «с частным визитом как гражданин». Ряд экстремистских группировок косовских албанцев накануне пригрозили блокировать границу Косово и не пропустить сербского руководителя. Для предотвращения инцидентов в крае были введены усиленные меры безопасности. Вокруг Приштины, в нескольких километрах к югу от которой расположен монастырь в Грачанице, появились дополнительные блокпосты миротворцев, усиленные танками и бронемашинами.
Битва на Косовом поле (Грачаница находится на территории этой межгорной котловины) считается в сербской традиции ярчайшим событием, проявлением героизма и жертвенности сербского народа. Овеян легендами подвиг причисленного позднее к лику святых Милоша Обилича, заколовшего мечом Мурада I прямо в султанском шатре. Поражение сербов в Косовской битве имело трагические последствия для всего балканского региона, считает эксперт Института истории сербской Академии наук и искусств Славенко Терзич. В беседе с «Временем новостей» он напомнил, что османское иго нанесло «сильнейший удар по богатому наследию христианских народов Балкан. Их политическая, социальная и культурная элита была ликвидирована, средневековые города, православные церкви и другие культурные памятники подверглись уничтожению». Трагизм ситуации усиливался тем, что приход на Балканы Османской империи «означал соприкосновение балканских народов не с высокими достижениями арабской мусульманской цивилизации, а с военизированной ветвью ислама», отметил наш собеседник.
«Сознание сербов мифологизировано Видовданом и Косово», -- уверен замдиректора Института славяноведения РАН доктор исторических наук Андрей Шемякин. В беседе с «ВН» он отметил, что Запад, пытающийся сегодня руководить процессом косовского урегулирования, «никогда не поймет этого сербского мифологизированного сознания». «Именно поэтому все переговоры о судьбе Косово в их нынешнем виде обречены на неудачу. Сербы никогда не признают независимость края и будут считать действия Запада аннексией», -- убежден эксперт. С исторической точки зрения Косово действительно представляет собой колыбель сербской государственности и православной культуры. «И если у сербов ее отнимут, они это никогда не признают, и будут правы», -- считает г-н Шемякин. «Сербов можно силой заставить отказаться от Косово, но убедить их согласиться с этим невозможно. В 1908--1909 годах их заставили признать объявленную Австро-Венгрией аннексию Боснии и Герцеговины. Но ситуация с Косово более драматична для сербов. Если Россия в рамках международной Контактной группы или Совбеза ООН поддержит независимость Косово, то отношения сербов с русскими будут перечеркнуты. Сербы готовы к диалогу с Европой, готовы вступить в Евросоюз, но есть порог, через который они не переступят. И всякий, кто признает независимость Косово, мгновенно окажется в сербской среде изгоем», -- подчеркнул собеседник «ВН».
Петр ИСКЕНДЕРОВ