|
|
N°192, 18 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Талибы в панике: Дустум идет!»
С севера Афганистана, из района Мазари-Шарифа, поступают противоречивые сообщения о боях Северного альянса с талибами. Что там на самом деле происходит, газете «Время новостей» рассказал один из лидеров альянса генерал Абдул Рашид ДУСТУМ, с которым вчера вечером связался по спутниковому телефону Аркадий ДУБНОВ.
-- Какая обстановка в районе Мазари-Шарифа?
-- Я являюсь ответственным от Исламского государства Афганистан за север страны и назначен главнокомандующим в этом регионе. В данный момент в районах Шодиан и Мармур местные силы объявили о готовности сотрудничать с Объединенным фронтом национального освобождения Афганистана (ОФНОА). В Мармуре сейчас находятся 200 представителей ОФНОА, а в Шодиане власть принадлежит местным силам. Я сам на передней линии фронта в местечке Чапчал, сегодня прибыл сюда из Дарай-Суфа. Мы собрали здесь около 5 тысяч солдат, сейчас они готовятся к операции, завтра (18 октября. -- Ред.) мы начинаем наступление на «Талибан». Так что через день-два я с вами буду говорить, находясь уже совсем рядом с Мазари-Шарифом. Талибы, по моим сведениям, пребывают в панике, они пытаются бежать из города, все дуканы и рынки закрыты, а среди жителей несется новость: «Дустум идет, Дустум идет...» Я вам говорю: мы возьмем Мазари.
-- Полевые командиры Устод Ато, один из лидеров шиитов-хазарейцев Карим Халили воюют рядом с вами?
-- Почему нет? Сам Халили в 10 км от Хазарджата (местность в центре Афганистана между провинциями Бамиан и Вардак, где традиционно проживают хазарейцы. -- Ред.), там, где расположены ущелья Шахидон и Подлади. Устод Ато, Устод Мухакик и другие полевые командиры воюют рядом со мной, в зоне моей ответственности. У Мухакика 1500 бойцов, у Устода Ато около тысячи.
-- Вы не опасаетесь, что гибель мирных жителей от американских бомбежек может не только привести к росту антиамериканских настроений, но и настроит население против союзного США Северного альянса?
-- У нас есть информация, что авиация США нанесла удары по северным провинциям -- в Кундузе, Шибергане, Мазари-Шарифе. Но ни у одного мирного жителя здесь даже кровь из носа не появилась после этого. Я, конечно, не в восторге от бомбежек моей страны. Но вы должны понимать, сколько зла причинили талибы афганцам, поэтому трудно не оправдать удары по «Талибану».
-- Что вы думаете о вхождении талибов в будущее правительство Афганистана, как об этом говорит госсекретарь США Колин Пауэлл?
-- Сейчас в Панджшере идет заседание руководства «Объединенного фронта», там обсуждается вопрос о роли угнетенных национальностей Афганистана в будущем правительстве. Подождем решений. Но в любом случае с нашей стороны не может быть никаких запретов на представительство каких-либо национальностей в будущей власти Афганистана.
Вчера между Москвой и Вашингтоном впервые с момента начала войны в Афганистане проявились расхождения. Связаны они с будущим устройством страны, а точнее -- с возможностью вхождения талибов в коалиционное правительство. Замминистра иностранных дел Александр Лосюков заявил на форуме АТЭС в Шанхае: «Талибы дискредитировали себя настолько, что участие их движения в будущем политическом устройстве Афганистана вряд ли приемлемо». В том же духе высказался и министр Игорь Иванов. Заявления сделаны на следующий день после выступления в Исламабаде госсекретаря США Колина Пауэлла, который считает, что «умеренное крыло талибов должно войти в будущее правительство». Америка делает реверанс Пакистану, опасающемуся крена США в сторону Северного альянса. Исламабад не скрывает, что пуще всего опасается прихода к власти афганских северян. Последние же и слышать не хотят об «умеренных талибах» -- все они, мол, экстремисты. На Смоленской площади с этим согласны. Российский дипломат, ответственный за афганское направление, заявил вчера нашей газете: «В Москве не отождествляют талибов и пуштунов. Последние должны обязательно быть представлены в будущем правительстве. Что же касается талибов, то под этим именем мы понимаем только носителей подрывной экстремистской идеологии, и им не место во власти». При этом российские политики не раз говорили о том, что будущее страны должны определять сами афганцы. А представители бывшего короля Захир Шаха дали понять, что встречались с министром иностранных дел «Талибана» муллой Мутавакилем. Он покинул Кандагар: по одним данным, по собственной воле из-за расхождений с руководством, по другим -- как раз по поручению лидеров «Талибана» для поиска достойного выхода из ситуации с Бен Ладеном. США и Пакистан склонны рассматривать Мутавакиля как «умеренного талиба». Так что точка не поставлена. Тем более что г-н Лосюков пообещал вчера «соответствующий разговор» с американцами.
Аркадий ДУБНОВ