|
|
N°112, 29 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"На шведских предприятиях за рубежом работает столько же рабочих, сколько в самой Швеции"
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) задумывалась как региональное политическое объединение. Однако спустя несколько лет после создания организации в ней все больше внимания уделяется экономике. О выгодах экономической интеграции в рамках ШОС обозревателю «Времени новостей» Вере СИТНИНОЙ рассказал директор департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Министерства экономического развития и торговли России Виктор СПАССКИЙ.
-- ШОС традиционно воспринимается как организация, призванная решать исключительно задачи геополитического характера. Однако на недавнем саммите при ней создали Деловой совет. Значит ли это, что ШОС будет решать не только политические, но и экономические задачи?
-- Действительно, когда ШОС создавалась, экономической составляющей не уделяли серьезного внимания. Но в последнее время происходит обратный процесс, именно экономика выходит на первый план. И этому процессу есть простое объяснение. Страны -- участники ШОС насчитывают почти полтора миллиарда населения. Это как огромное пространство для производства, так и значимые рынки сбыта. Кроме того, все эти страны могут похвастаться впечатляющими темпами экономического роста. В среднем ежегодный прирост ВВП в этих странах составляет 6,5%. Совокупный объем ВВП составил в 2005 году более 3 трлн долл. Объем внешней торговли почти 2 млрд долларов.
Двустороннее сотрудничество в регионе идет достаточно успешно, у России, например, много успешных проектов с Китаем или Казахстаном. А вот полноценного многостороннего сотрудничества как такового пока нет. Мы рассчитываем, что именно при участии Делового совета ШОС будут определены те проекты, которые окажутся интересны нескольким участникам организации.
-- О каких проектах может идти речь?
-- Развитие внутреннего производства неизменно вызывает необходимость развития инфраструктуры -- и транспортной, и энергетической, и в плане добычи полезных ископаемых. Такие грандиозные задачи требуют очень серьезных финансовых ресурсов. Даже крупным государствам без кооперации работать сложно. Например, в Таджикистане идет сооружение крупных проектов в области энергетики -- Сангтудинской ГЭС. Похожий проект -- строительство Камбаратинской ГЭС -- планируется в Киргизии.
Но только реализовать крупные проекты недостаточно. Допустим, Россия и Таджикистан построили ГЭС. Одновременно надо решать вопрос, куда тянуть линии электропередачи, кто будет покупать производимую энергию. Причем, если электростанцию строить три года, то не нужно ЛЭП строить в первый же год. Но к концу строительства она уже должна существовать, и к этому времени нужно найти покупателей электроэнергии. Нужно увязывать интересы всех стран региона.
-- Предусматриваются ли особые льготы для проектов, которые будут реализовываться под эгидой ШОС?
-- Никаких особых налоговых или таможенных льгот ШОС не предоставляет. Речь идет именно о создании режима наибольшего благоприятствования. На федеральном уровне может быть нормальная правовая база, а на региональном ставят палки в колеса. Значит, надо собираться и помогать бизнесу.
Впрочем, есть специальная рабочая группа по таможенным вопросам. Одно из направлений развития сотрудничества -- это транспортные коридоры. Грузы из Казахстана или Китая в Европу могут идти 40 дней по воде или за 15 дней по железной дороге. Казалось бы, выгода очевидна, но вначале необходимо выработать общие правила. Чтобы не получилось так: вагон пошел, на казахстанской границе открыли, посмотрели, поставили пломбу. Дошел до российской границы -- все по новой. Тогда смысл таких грузоперевозок пропадает.
-- В чем вы видите экономическую роль Шанхайской организации сотрудничества?
-- Если на первом этапе представители органов власти были на передовой, создавая условия работы, то теперь наступил этап, когда нужно активизировать бизнес. А задача федеральных властей, как говорят, создать зонтик над бизнес-проектами. Но очень важно, чтобы проекты рождались не сверху, чтобы бизнес сам сказал: "Проект нам интересен". В ШОС создано межбанковское объединение банков стран-участниц. Пожалуйста, они готовы оказать поддержу бизнес-проектам. Государства готовы подключиться в рамках предоставления госгарантий и хеджирования рисков. Бизнесу будет выгодно работать под эгидой ШОС, ведь могут быть приняты межправительственные документы, которые получат приоритет над внутренним законодательством, то есть мы реально можем изменить правила игры.
Чиновники со своей стороны сделали все необходимое -- есть план мероприятий торгово-экономического сотрудничества, есть схема работы, есть специальные рабочие группы.
Таких групп пять: группа по инвестициям, ее курирует Таджикистан; группа по товарной инспекции и унификации стандартов под кураторством Казахстана; группа по таможенному сотрудничеству, ее патронирует Россия; группа по развитию транзитного потенциала, которую возглавляет Узбекистан; наконец группа по электронной торговле под руководством Китая.
Все подготовлено, главное, чтобы у бизнеса появилось желание работать.
-- А оно есть, это желание?
-- Безусловно. Создан Деловой совет, который будет проводить эту работу. Китай уже заявил о намерении финансировать ряд региональных проектов. У нас появляются серьезные возможности. Создан Российско-Казахстанский банк развития, специально для финансирования крупных межгосударственных проектов.
-- В плане экономической привлекательности самым интересным партнером в ШОС для России выглядит Китай. Все остальные страны значительно скромнее по размерам своих рынков. Чем нам могут быть интересны другие члены организации?
-- У каждой из этих стран огромный потенциал. Например, в Таджикистане есть очень большие возможности в области гидроэнергетики. Там начиналось строительство еще в советское время, проведены все технико-экономические обоснования, но объекты недостроены. На электроэнергии можно зарабатывать, она всем нужна. Там достаточные запасы полезных ископаемых. Можно производить алюминий, но для его производства опять-таки нужна электроэнергия.
Казахстан -- крупный производитель нефти и газа. Но для развития нефтегазового комплекса ему нужны трубы, насосы. Все это производится в России.
Кстати, страны ШОС являются активными импортерами российской машинно-технической продукции. Если на дальнее зарубежье приходится всего 3% экспорта, то на ближнее -- 21%.
Киргизия -- это крупнейший завод по производству электроламп, принадлежащий, кстати, российскому бизнесмену.
Российский бизнес может активно развивать производства в этих государствах. Приведу такой пример. На шведских предприятиях за рубежом работает столько же рабочих, сколько в самой Швеции. Многие производства выгодно перенести в другие страны, где есть соответствующая инфраструктура и подготовленная рабочая сила.
|