|
|
N°111, 28 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У Москвы появились вопросы к Душанбе
Вступая вчера в должность генпрокурора России, Юрий Чайка заявил, что среди приоритетных направлений деятельности возглавляемого им ведомства «акцент будет сделан на правозащитные функции». «Это будущее прокуратуры, это и развитие ее надзорных функций», -- заявил он.
Как минимум одним из дел, которым придется заниматься прокуратуре на этом направлении, станет, видимо, скандальная история, случившаяся с одним из лидеров таджикской оппозиции -- председателем Демпартии Махмадрузи Искандаровым. В мае прошлого года он был похищен таджикскими спецслужбами из подмосковного Королева и тайно вывезен ими в Душанбе. Затем Верховный суд Таджикистана приговорил 52-летнего Искандарова, считавшегося одним из реальных соперников таджикского президента Эмомали Рахмонова на предстоящих в ноябре этого года президентских выборах, к 23 годам лишения свободы. Власти обвинили его в экономических преступлениях и террористической деятельности. Требования оппозиционера вернуть его в Россию, чтобы выяснить обстоятельства похищения и незаконного перемещения в Таджикистан, судом были отвергнуты. Прокуратура города Королева, в свою очередь, отказала российскому адвокату Искандарова Анне Ставицкой в возбуждении уголовного дела по этим фактам, и местный суд признал отказ правомерным.
Однако на прошлой неделе Московский областной суд отменил решение королевского суда, полностью согласившись с доводами адвоката. «Теперь российские правоохранительные органы обязательно должны потребовать от таджикских властей доставить Искандарова в Москву для проведения следственных действий, поскольку этого требуют российские законы», -- заявила «Времени новостей» Анна Ставицкая. По данным газеты, с просьбой взять под личный контроль расследование дела о похищении Искандарова уже обратился к новому генпрокурору России президиум Демпартии Таджикистана.
По странному совпадению на прошлой же неделе Душанбе получил из Москвы еще одно не слишком приятное сообщение. По сведениям «Времени новостей», российский Белый дом, готовясь к проведению назначенного на сегодня в Москве заседания российско-таджикской межправительственной комиссии, направил в Душанбе письмо. В нем, в частности, напоминается об условиях соглашения, заключенного в 1993 году между Россией и Таджикистаном о строительстве при российском содействии Рогунской ГЭС в Таджикистане. Эти условия предполагают, что 50% акций предприятия будет принадлежать России, а право владения остальными 50% таджикское правительство вправе распределять по собственному усмотрению.
Это послание, как стало известно «Времени новостей» из информированных источников в Душанбе, застало таджикские власти врасплох. Дело в том, что еще в июне 2005 года парламент Таджикистана в одностороннем порядке денонсировал российско-таджикское соглашение, о чем Москва не была поставлена в известность. Как утверждают эксперты, причиной такого демарша Душанбе может служить нежелание таджикского руководства видеть в качестве российского партнера в строительстве Рогунской ГЭС компанию РУСАЛ. Уже долгое время переговоры между ними топчутся на месте.
Так или иначе, конфуз, который случился на прошлой неделе в отношениях между Россией и Таджикистаном, заставил Душанбе обратиться к Москве с предложением перенести на «неопределенный срок» назначенное на сегодня заседание межправкомиссии, которую с российской стороны возглавляет глава МЧС Сергей Шойгу.
Трудно сказать, связаны ли между собой крутой разворот со стороны российских властей по отношению к «делу Искандарова» и тяжба вокруг строительства Рогунской ГЭС. Известно другое. Как рассказал «Времени новостей» один из свидетелей по делу о похищении из России председателя таджикской Демпартии, когда в августе прошлого года его допрашивал следователь прокуратуры города Королева, он откровенно заметил, что уголовное дело по этому поводу не будет открыто до тех пор, пока «не будет получено указание свыше».
Что же касается трудностей, с которыми сталкивается российский РУСАЛ в Таджикистане, то, похоже, в Душанбе настойчиво ищут других партнеров в строительстве Рогунской ГЭС. Таджикское руководство испытывает сейчас эйфорию от тех предложений по развитию гидроэнергетического сектора, которые оно получает в последнее время. Если не считать уже принятого решения о выделении Ираном 350 млн долл. для строительства одного из блоков ГЭС «Сангтуда-2» (другие строятся при содействии РАО «ЕЭС»), Китай готовится предоставить 603 млн долл. для возведения каскада ГЭС в районе таджикского Зерафшана. Эти инвестиции будут вложены в рамках пакета помощи в 900 млн долл., которую Китай предложил оказать по линии Шанхайской организации сотрудничества центральноазиатским странам СНГ. Кроме того, недавно стало известно о планах США выделить этим странам 8 млрд долл. для модернизации экономики. Вашингтон собирается работать напрямую с руководством стран Центральной Азии, и очевидно, что Душанбе в этих планах отводится не последнее место.
Аркадий ДУБНОВ