|
|
N°111, 28 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Познанский июнь
Польша вспоминает первый антикоммунистический бунт
Сегодняшний день в Польше по решению сейма объявлен Национальным днем памяти познанских событий июня 1956 года. Депутаты заявили, что «желают воздать почести героям, отвага и патриотизм которых стали краеугольным камнем для последовавших антикоммунистических порывов в Польше». Торжества по случаю 50-летия первого антиправительственного выступления рабочих принимают международный характер. В Познань приедут президенты Польши, Германии, Чехии, Словакии и Венгрии. Всепольское телевидение с утра до позднего вечера будет освещать в прямом эфире юбилейные торжества.
До сих пор историки спорят о событиях, которые начались утром 28 июня 1956 года и завершились через сутки, -- было ли это последнее национальное восстание или первый рабочий бунт против коммунистического режима. Все началось с забастовки рабочих машиностроительного завода имени Сталина, которая переросла в уличную демонстрацию. Поначалу выдвигались чисто экономические требования, в основе которых было недовольство сокращением зарплаты, повышением норм выработки и незаконными вычетами. Постепенно к десяткам тысяч машиностроителей присоединились рабочие других предприятий.
Стотысячная толпа сосредоточилась перед зданием воеводского комитета правящей Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), к лозунгам «Хлеба!» быстро добавились призывы: «Свободы!», «Права!», «Требуем выборов под контролем ООН!», «Хотим Польши католической, а не большевистской!». Появились и антисоветские выкрики и плакаты, указывающие на зависимость от Москвы и неволю в советском блоке. Транспарант «Прочь с Рокоссовским» (прославленный маршал Советского Союза был в ту пору министром обороны ПНР) выражал протест против пребывания советских войск на территории Польши.
Потом народная стихия вышла из-под контроля. Рабочие стали громить отделения милиции, захватили горком партии, взяли штурмом тюрьму, где добыли огнестрельное оружие. В центре города началась перестрелка. На подавление бунта было брошено более десяти тысяч солдат, свыше 300 танков вползли на городские улицы. По последним данным Института национальной памяти (ИНП), в результате трагических событий в Познани, которые долгие годы называли «общественными беспорядками», погибли 56 человек, ранения получили около 500 демонстрантов, а еще человек 600 были арестованы. Самой молодой жертвой стал 13-летний Роман Стшалковский.
С 1991 года ведется следствие по делу «противоправных действий лиц и органов власти, имеющих место в связи с познанскими событиями». Прокуроры ИНП говорят, что количество погибших может быть больше, потому что открыты тайные военные захоронения на полигонах под Познанью. Есть предположения, что в них погребены около двадцати солдат, с которыми расправились сами рабочие после того, как те начали стрелять в гражданских лиц. Установлено, что в подавлении бунта не принимали участия расквартированные тогда в Польше советские воинские части.
«Познанский июнь» оказал большое влияние на внутриполитическую жизнь страны. Самым важным стало возвращение политзаключенного Владислава Гомулки в большую политику. Став первым секретарем ЦК ПОРП, он не согласился с прежним руководством, которое определило познанский бунт как «работу империалистической агентуры, реакционного подполья и отбросов общества», и даже признал протест рабочих обоснованным. Гомулка в первые годы своего правления обрел широкую общественную поддержку еще и потому, что сумел противостоять советскому давлению. События в Познани за одни сутки перевернули общественное сознание в Восточной Европе. Первым подтверждением этому стал венгерский октябрь 1956 года.
Валерий МАСТЕРОВ, собкор газеты «Московские новости» в Варшаве, -- для «Времени новостей»