|
|
N°111, 28 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ближе к людям
Мишель Перирен сделает МДМ розничным банком
Сегодня председатель правления МДМ-банка Мишель Перирен объявит о новой стратегии банка до 2010 года. По информации «Времени новостей», возглавивший кредитную организацию в апреле нынешнего года г-н Перирен намерен сделать ставку на развитие розничного бизнеса, в частности провести масштабный ребрендинг всех розничных отделений, а также открыть новые допофисы. Участники рынка считают решение г-на Перирена развивать МДМ как универсальный банк с упором на розницу вполне обоснованным. Это значительно повысит стоимость кредитной организации, что в дальнейшем позволит ее собственникам привлечь западного инвестора.
О своих планах развивать ритейл г-н Перирен говорил «Времени новостей» еще в начале июня. Тогда он заявил, что намерен усилить розничное направление, в том числе за счет открытия новых допофисов. Вместе с тем «МДМ будет по-прежнему позиционировать себя как универсальный банк», говорил г-н Перирен.
Более подробно о планах в отношении розничного блока МДМ «Времени новостей» рассказали несколько собеседников, близких к банку. По их словам, в ближайшее время МДМ начнет ребрендинг всех своих офисов, занимающихся розницей. Кроме того, банк намерен принципиально изменить систему дистрибуции своих розничных продуктов. Если прежде отделения были разделены на офисы для юридических и частных лиц, то теперь любой клиент сможет в одном месте получить комплексное обслуживание. Во всех офисах банк будет предлагать одинаковый набор услуг для населения (сейчас, например, не во всех его отделениях можно получить ипотечный кредит). Не исключено также, что банк будет заключать договоры с торговыми сетями для продвижения своих розничных продуктов. Как известно, в середине прошлого года МДМ прекратил многолетнее сотрудничество с «Седьмым континентом» (где было открыто более 50 допофисов). А новый проект с торговой сетью «Старик Хоттабыч» пока не слишком успешен.
Проводить массовую региональную экспансию МДМ пока не планирует и расширять розничный бизнес будет прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге.
По словам собеседников газеты, в основном МДМ собирается предлагать кредитные розничные продукты -- автокредитование, ипотеку и потребительское кредитование, а также пластиковые карты по экспресс-кредитованию. Кроме того, новый топ-менеджмент намерен более активно продвигать депозиты. До недавнего времени банковская розница МДМ могла похвалиться, пожалуй, лишь портфелем по автокредитам -- их доля в активах составляла около 19%, что ненамного меньше, чем у Райффайзенбанка, который прежде возглавлял г-н Перирен. Зато по объему вкладов МДМ-банк по итогам прошлого года занимал лишь 31-е место («Райффайзен» -- 7-е в рэнкинге Интерфакса).
По мнению участников рынка, эта стратегия может оказаться удачной. «Если проводить очень агрессивную политику, то реально занять значимую долю рынка, -- говорит аналитик Альфа-банка Наталия Орлова. -- До недавнего времени МДМ практически не использовал для развития ритейла свои преимущества -- богатую базу по корпоративным клиентам. Около 70% нынешних розничных клиентов российских кредитных организаций -- это сотрудники компаний, которые они обслуживают. Если МДМ станет активнее предлагать розничные продукты, используя свои отношения с компаниями, то проект может оказаться вполне успешным».
«Наращивать бизнес за счет розницы, делая банк более универсальным, -- вполне логичная стратегия для МДМа, -- полагает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. -- Прежде он воспринимался исключительно как корпоративно-инвестиционный банк, и, несмотря на успешность развития этих двух направлений МДМа, отсутствие сильных позиций в рознице снижает совокупную прибыльность бизнеса и повышает волатильность его доходов».
Как отмечает г-н Матовников, «судя по отчетности банка по МСФО за прошлый год, основную прибыль он получал за счет чистого процентного и комиссионного дохода, который обусловлен как раз кредитованием корпоративных клиентов, а также комиссиями за предоставление инвестиционно-банковских услуг. Доходы от розницы заметно подросли, но в общем бизнесе банка были не слишком существенными».
Задачи структурировать бизнес и превратить его в универсальный, сделав одинаково хорошо развитыми все направления, были поставлены еще перед прежним председателем правления Андреем Савельевым.
Но, видимо, не слишком быстрые темпы превращения МДМ-банка в универсальный финансовый институт стали одной из причин решения его собственников -- Андрея Мельниченко и Сергея Попова -- не продлевать контракт с г-ном Савельевым.
Как известно, на нашем рынке классические банки, где развит как корпоративный бизнес, так и розница, значительно интереснее западным финансовым институтам, чем инвестбанки. Поэтому в России значительно больше сделок по вхождению в капитал банков с развитой розницей, а вот в инвестиционном секторе было лишь одно действительно крупное событие -- Deutsche Bank приобрел инвесткомпанию ОФГ. Как правило, западные инвестбанки предпочитают с нуля создавать здесь «дочки», а потом перекупать менеджмент.
По словам собеседников «Времени новостей», «хотя о продаже банка иностранцам речи пока не идет, нужно превратить МДМ в более привлекательную структуру для инвесторов». Поэтому на место председателя правления после нескольких месяцев поиска пригласили г-на Перирена, сумевшего за девять лет вывести Райффайзенбанк в число лидеров среди иностранных «дочек» на рынке розничного бизнеса. Немаловажно и то, что новый глава банка является иностранцем. Возможно, это будет способствовать улучшению имиджа банка за рубежом и поможет ему привлекать дешевые заемные средства.
Решение собственников делать бизнес МДМ более универсальным совпало с намерением главы инвестблока Алексея Панферова покинуть банк. Желание заняться собственным бизнесом он никак не связал со сменой руководства МДМ. Однако, по мнению собеседников газеты, это решение не в последнюю очередь обусловлено усилением ритейла. Обычные для инвестиционного бизнеса риски оказались слишком высокими для кредитной организации, ориентированной на розницу.
Впрочем, г-н Панферов сам нашел себе замену в лице бывшего гендиректора «Базэла» Игоря Смолькина. Места других менеджеров, покинувших банк нынешней весной, также не остались вакантными. По мнению участников рынка, инвестиционный бизнес МДМ станет менее агрессивным и рискованным, однако останется одним из основных в банке. Так как именно этот блок приносил большую часть прибыли, возможно, за счет его доходов и будет развиваться розница. По данным «Времени новостей», розничный проект г-на Перирена не потребует никаких дополнительных расходов со стороны акционеров. Зато очевидно, что новый топ-менеджмент МДМ намерен привлечь новых людей для развития розницы.
«У МДМ очень развито кредитование корпоративных клиентов, а также довольно сильный инвестиционный бизнес, в частности на рынке корпоративных облигаций банк является одним из лидеров. Если это удастся успешно совместить с розницей, то МДМ окажется очень привлекательным для иностранцев», -- резюмирует г-жа Орлова.
Из крупных частных российских банков, входящих в топ-10, лишь «Уралсиб», Альфа-банк и МДМ не имеют иностранного акционера в своем капитале. Например, недавно стало известно о появлении JP Morgan в составе акционеров Банка Москвы, кроме того, Росбанк получил стратегического инвестора в виде французского Societe Generale.
Программа, предлагаемая г-ном Периреном, рассчитана на ближайшие три с половиной года -- это значительно меньше, чем было у французского банкира для развития розничного бизнеса «Райффайзена». Но, видимо, первые серьезные результаты от г-на Перирена потребуют еще раньше. Активность ближайших конкурентов и бум потребительского кредитования в России заставляют владельцев МДМ-банка требовать от топ-менеджмента решительных и максимально быстрых действий.
Наталья РОМАНОВА