|
|
N°192, 18 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хоть шерсти клок
Чиновник сможет заработать на «электронном правительстве»
Близится к завершению спор между Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) и Минсвязи за право «рулить» федеральной целевой программой «Электронная Россия». В проекте постановления правительства, который, как ожидается, ляжет на стол премьера к концу будущей недели, предусмотрено, что МЭРТ отводится «законодательная» роль, а Минсвязи -- «исполнительная». Пока же на первом из череды семинаров в Центре стратегических разработок чиновники и бизнесмены с наибольшей горячностью обсуждали вчера возможность зарабатывать на воплощении идеи «электронного правительства». Другими словами -- на виртуальном взаимодействии государственных органов между собой, с компаниями и гражданами.
Уже сейчас ясно, что в бюджете будущего года на «Электронную Россию» придется гораздо меньше средств, чем поначалу планировалось. Замминистра экономразвития Андрей Шаронов признался, что речь уже идет о 250 млн руб., а не о сумме в три раза большей.
Относительно того, кто будет руководить программой, г-н Шаронов сказал газете «Время новостей», что проект постановления правительства «предполагает создание межведомственной комиссии, и по предварительной договоренности эту комиссию должен возглавить министр экономического развития и торговли (Герман Греф, а заместителем будет министр по связи и информатизации Леонид Рейман. -- Ред.)». Одновременно, заметил он, будет создана, как у любой другой программы, дирекция (исполнительный орган), и ее руководителя будет утверждать своим приказом министр связи. «Это означает, что они являются заказчиком и координатором программы», -- пояснил замминистра.
Реализация программы начнется с большого форума, который намечен на конец января 2002 года. А тем временем на семинаре, посвященном созданию «электронного правительства», чиновники и бизнесмены обсуждали опыт Минобразования, МНС и других ведомств по организации своих «домашних страниц», на которых другие ведомства, деловое сообщество и граждане могут получать сведения об их деятельности, о принятых и готовящихся законодательных и подзаконных актах. Быстро выяснилось, что сложнее не создать «электронное лицо» организации, а простимулировать чиновника к постоянному обновлению информации. Дело не только в природной закрытости российских чиновников, хотя, как говорили участники обсуждения, доходит до того, что у них на столе стоит по два компьютера -- один с внутренней информацией, а другой с Интернетом и электронной почтой. Дело еще и в том, что для создания современной инфраструктуры не хватает средств.
При этом замруководителя департамента Минсвязи Иван Курносов напомнил, что с 1995 года существует закон об информатизации, где определено, что расходы на эти нужды должны закладываться отдельной строкой в бюджет. Однако с тех пор статья не была «раскрыта» и ни разу не вносилась в бюджет.
И все-таки самый большой энтузиазм вызвало замечание замруководителя управления делопроизводства аппарата правительства Валерия Елфимова, который предложил взимать плату за предоставление государственной информации. Представитель Microsoft Игорь Агамирзян возразил, что руководители стран «большой восьмерки» (G8) рекомендовали обеспечивать полный и бесплатный доступ к государственной информации, но и ему пришлось согласиться, что информация должна быть бесплатна, а услуги по ее представлению могут быть платными.
Александр ЛЕВИНСКИЙ